Первый в истории автомобиль конструкции Карла Бенца вырулил на мощеную улицу в 1885 году. Однако она была занята не только каретами и крестьянскими повозками. По ней то и дело со свистом, окутанные клубами дыма и пара, проезжали чудовищные локомобили, пугая встречных лошадей и приводя в восторг мальчишек. И первые производители двигателей внутреннего сгорания отнюдь не были уверены в том, что их детища смогут стать более популярными, чем надежная и проверенная паровая машина.
Еще в 1769 году, то есть более чем за сто лет до того, как Вильгельм Майбах и Готтлиб Даймер собрали в мастерской свой бензиновый моторчик, французский офицер Николя Жозеф Кюньо построил первый в мире паровой тягач. И хотя он двигался со скоростью уставших после боя пехотинцев и через каждые пять километров требовал остановки для «заправки» топки, это был великий почин!
Заметим – задолго до появления первых пароходов и паровозов, паровой двигатель был установлен именно на сухопутный транспорт!
Спустя три десятилетия английский изобретатель Ричард Тривайтик поставил паровой двигатель на пассажирский фаэтон. Его безлошадные «кочи» (англ. «coach» - экипаж) стали очень популярной забавой для состоятельных джентльменов. Однако во время движения они выбрасывали снопы искр, которые поджигали крыши деревенских домов – и после нескольких больших пожаров «дьявольские повозки» запретил сам Британский парламент.
Однако серьезному развитию паромобилей мешали не только законодатели, но и отсутствие нормальных дорог, а также достаточно мощных и компактных паровых двигателей. Модернизация сильно затянулась, аж до второй половины XIX века. Именно тогда в машинах стали остро нуждаться и военные, и сельхозпроизводители.
Ответом на спрос стал локомобиль – техника настолько необычная, что ее было даже трудно классифицировать. В основном локомобили представляли собою, по сути, сошедший с рельсов паровоз. Огромный котел, мощный паровой двигатель, площадка или сиденье для механика - и все это опиралось на две-три пары колес.
Военные локомобили (мощностью 10-30 л.с.) использовались в основном как тягачи. Так, локомобили конструкции С. И. Мальцова участвовали в русско-турецкой войне 1877-78 гг. Фильм «Турецкий гамбит» по этому поводу ничего не преувеличивал, даже напротив - выставил локомобиль как какую-то почти бессмысленную игрушку. На самом деле эти машины использовались для более серьезных целей, чем транспортировка воздушных шаров: они перевозили тяжелые орудия и большие грузовые платформы.
Промышленные локомобили (мощностью от 5 до 50 л.с.) ездили мало, они лишь своим ходом передвигались к месту назначения, где становились на прикол и начинали работать как универсальные паровые машины, приводя в движение молотилки, мельницы или пилорамы. В крупных сельских хозяйствах они были просто незаменимы: хотя до 1914 года только в России было выпущено около 4 тысяч локомобилей, их просто не хватало – поэтому приходилось закупать машины за границей.
Нехватку компенсировали машинами: паровыми двигателями, поставленными на прицепы, которые тянула упряжка лошадей. Хотя их тоже называли локомобилями, к ним они не относились, поскольку не были самоходными.
Интересно, что в СССР локомобили (в качестве паровых приводов) выпускались аж до 1957 года – для отдаленных регионов страны, которые не были электрифицированы. К слову, они же могли решать и проблему отсутствия электричества: с утра локомобиль работал на поле, а вечером возвращался в село, где подключался к генератору – и в домах зажигались «лампочки Ильича». Учитывая, что бензин и солярка тогда были в нашей стране весьма дороги (нефть добывалась только на Кавказе), и дизельные генераторы могла позволить себе только армия, это был часто единственный «альтернативный» источник электричества.
Невероятно низкая стоимость эксплуатации паровых машин, потреблявших лишь воду и доступное топливо (уголь, торф, дрова, солому), заставляет сегодня вспоминать о них с ностальгией.
http://www.from-ua.com/technology/6b079d5d84ddd.html