На послевоенном Нюрнбергском процессе 1945-1946 гг. страны-победительницы обвинили немцев в том, что они уничтожили в Освенциме четыре миллиона человек. Эта цифра, представленная в докладе, составленном советской правительственной комиссией, долгие годы слепо принималась на веру и неоднократно появлялась в крупнейших американских газетах и журналах[2].
За десятилетия, прошедшие с момента окончания Второй мировой войны, иногда появлялись и другие цифры - то более низкие, то более высокие[3].
Одной из наиболее читаемых книг о немецкой системе лагерей является подробное исследование бывшего узника Бухенвальда Юджина Когона, написанное вскоре после окончания войны. В этой восхваляемой до небес работе, вышедшей в США под названием "Ад в теории и на практике", утверждается, что в одном только Освенциме погибло "как минимум, 3,5 миллиона человек, но скорее всего, 4,5 миллиона"[4].
Во французском документальном фильме "Ночь и туман", который до сих пор часто показывается во Франции и который многие посмотрели и в США, говорится, что в Освенциме лишилось жизни 9 миллионов человек[5].
В статье из "Остойропы" Майер пишет, что Джеральд Райтлингер, видный еврейский специалист по данному вопросу, в своей книге за 1953 год "Окончательное решение" оценивает число людей, погибших в Освенциме, в один миллион, из которых до 750 тысяч было умерщвлено газом[6].
До 1989 года, отмечает Майер, в Восточной Европе было запрещено ставить под сомнение официальные данные, согласно которым в Освенциме было убито четыре миллиона человек. В Освенцимском государственном музее работникам, выражавшим сомнения по поводу этих цифр, угрожали дисциплинарными мерами. В 1989 году израильский историк холокоста Йегуда Бауэр заявил, что наконец пришло время признать, что цифра в четыре миллиона является выдуманным мифом[7]. В итоге, в июле 1990 года, Освенцимский государственный музей, польская правительственная организация, вместе с израильским центром холокоста Яд-Вашем объявил, что в Освенциме, скорее всего, умер в общей сложности один миллион человек - как евреев, так и людей другой национальности[8].