Тот же самый трепет, восторг и чувство непознанного возникают каждый раз, когда мы углубляемся в рассмотрение какого-либо вопроса. Чем больше мы знаем, тем больше обнаруживается чудесных тайн, которые побуждают нас копать всё глубже и глубже. Совершенно не волнуясь о том, что конечный ответ может разочаровать, мы охотно и уверенно продолжаем наши исследования, чтобы обнаружить невообразимые чудеса, ведущие к ещё более захватывающим вопросам и загадкам, - это и есть великое путешествие!
Теперь я бы хотел обратиться к третьей вещи, в которой заключается ценность науки. Собственно к науке это имеет косвенное отношение, но довольно близкое. Учёный часто имеет дело с неведением, сомнениями и неуверенностью, и этот опыт, по моему мнению, очень важен. Если учёный не знает ответа на вопрос, он признаёт свою некомпетентность. Если у него есть догадки по поводу результата, он не уверен. И даже если он абсолютно уверен в том, какой получится результат, его одолевают сомнения. Учёные считают, что самый главный ключ к продвижению науки - признавать своё неведение и оставлять место для сомнений. Научное знание состоит из утверждений различной степени достоверности: некоторые более достоверны, другие менее, но ни одно из них нельзя назвать абсолютно достоверным.
Итак, учёные уже привыкли к тому, что быть неуверенным в чём-либо - вполне закономерно, и воспринимают это как должное. Жить и не знать что-нибудь - это нормально. Но я не уверен в том, что все это понимают. Наша свобода сомневаться родилась в борьбе против авторитетов во времена зарождения науки. Это была очень сложная и яростная борьба. Разрешите нам задавать вопросы, сомневаться, быть неуверенными - больше ничего не нужно. Я считаю, что мы не должны забывать, насколько важна эта борьба, иначе мы можем потерять то, чего уже удалось достигнуть. В этом заключается наша ответственность перед обществом.» [6] Р. Фейнман не уверен, что все познал, а наш молодой герой, еще не вкусив по сути древа познания, уверен на все 100%. Нет молодой человек, нам по пути с Р. Фейнманом, а не с вами. «Свобода сомневаться» - вот основной стимул науки, а следование в фарватере «авторитетов» - это номенклатура, карьеризм и прочее.
Следующие слова Р. Фенмана можно назвать напутствием молодым ученым: «Наша обязанность заключается в том, чтобы делать и изучать всё, что только возможно, совершенствовать найденные ответы и передавать их. Мы должны оставить людям будущего свободу действий. В период бурной молодости человечества мы можем совершать тяжелейшие ошибки, которые могут на долгое время затормозить наше развитие. Такой ошибкой будет заявить, что мы, молодые и неразумные, знаем все ответы уже сейчас. Ошибкой также будет подавлять дискуссию и критику словами «вот в чём ответ, ребята, человек спасён!» и тем самым обрекать человека на долгое существование в рабстве у авторитетов, связывать его пределами нашего воображения. Люди совершали эти ошибки уже очень много раз.
Наша обязанность как учёных, понимающих огромную ценность и прогрессивность философии неведения - прогрессивность, которая была бы невозможной без свободы мысли - заключается в объяснении того, что сомнений не нужно бояться, их следует приветствовать и обсуждать, а также в провозглашении важности свободы мысли и требовании её сохранить. Это наш долг перед всеми следующими поколениями.»[6]