American Interest: Изумителен аргумент "от прошлого", согласно которому в 1979 году, или в 1982 году, или даже в 1989 году, когда Красная армия покинула Афганистан, даже не было положено начало цепи событий, которые привели к появлению "Аль-Каиды" в Афганистане в 1996 году. Следовательно, оно не могло бы быть предсказано. Внутреннее предположение аргумента "от прошлого" состоит в том, что для тех, кто принимал решения в США, было возможно предвидеть все следствия политики уже тогда, когда эти решения принимались. То есть, возможно было видеть на три, восемь, десять лет в будущее.
Бжезинский: Люди, которые делают подобные утверждения, не имеют ни малейшего понятия об историческом развитии. Факт, который действительно значим, состоит в том, что "Талибан" появился в Афганистане после того, как Советский Союз в течение десяти лет последовательно уничтожал афганское общество, и после того, как Америка по крайней мере пять лет не обращала на Афганистан ни малейшего внимания, после вывода Советских войск. И именно с такой точки зрения необходимо рассматривать рождение "Талибана".
American Interest: А лагеря в Пешаваре оказывали свое влияние в это время...
Бжезинский: Правильно. "Аль-Каида" появилась в Афганистане, как вы сказали, во второй половине 1990-х годов, через 16 лет после того, как мы решили предотвратить возможное установление господства Советов в Афганистане. Таким образом, это совершенно аисторический аргумент, который рассматривает в качестве изначальной посылки, возможно имплицитно, что было бы лучше, если бы Советский Союз все еще существовал. В самом деле, мы бы не вели "Четвертую мировую войну", как ее называют некоторые наиболее безумные среди неоконов, против исламо-фашизма.
American Interest: Мне кажется, что истинное основание аргумента "от прошлого" состоит не в том, что его сторонники хотели бы того, чтобы Советский Союз все еще существовал, а в том, что все плохое в современном мире каким-то образом связано с неудачами правительства США, проявляющимися в некоторых решениях, принятых в прошлом.
Бжезинский: Правильно, все снова должно быть черным и белым. Слишком сложно думать, что некоторые мусульмане, как большинство афганцев, сотрудничают с Америкой в борьбе против других мусульман. Намного проще было бы, если бы мы вели войну против какого-либо объединенного исламского, мусульманского, фашистского врага, но это ошибка предполагать, что инициаторы данного видения ситуации располагаются на правом или левом политическом фланге.
American Interest: Безусловно, любому, кто уделял хоть немного внимания данному вопросу ясно, и вы также хорошо это знаете, что силы, которые впоследствии выделились из моджахедов, включали не только мусульман, которые не любят нас, но также и некоторых членов Северного альянса, которые также были моджахедами, но в период войны выступали на нашей стороне. Это усложняет видение мира. Он не разделяется на плохих и хороших парней. Здесь не просто две стороны, но часто три или четыре. Кажется, что американцы подходят к этим вопросам с точки зрения того, что С. И. Хайякава назвал "двойственной ориентацией". Разве у нас настолько манихейское сознание, что мы не можем понять конфликт, в котором участвуют больше чем две стороны?
Бжезинский: Мне кажется, Вы говорите об основной слабости современных США. Она состоит в том, что сейчас мы более демократичны, чем когда-либо, в том смысле, что давление общественного мнения очень быстро трансформируется в давление политическое. Но кроме того, мы так же невежественны относительно окружающего мира, поскольку каждый старается жить в опрощенной, банальной виртуальной реальности, в которой непонятным образом смешиваются факты и вымысел, впечатления и стимулы. Общественность не имеет понятия о сложностях и не блещет интеллектом, когда говорит о них, а наши политики все более и более превращаются в демагогов. То, каким образом Джордж Буш проводил кампанию, чтобы начать войну в Ираке, ссылаясь на несуществующее оружие массового поражения и используя слишком широкие и упрошенные до уровня "белое-черное" обобщения является хорошим тому подтверждением. Однако он просто отвечал тем требованиям, которые выдвигает наше постепенно тупеющее общество. И я обеспокоен таким положением дел. Я думаю, что "вырождение" газет как первичного ресурса получения информации, крах серьезных новостных программ на телевидении и появление возможности мгновенного доступа к виртуальной реальности создает такое состояние общественного сознания, основание которого сложно найти в разуме.