В Вавилонском Талмуде сохранились две таблицы, подобные гороскопам, одна составлена р. Йешуа бен Леви, другая – р. Ханиной бар Хама. Первая определяет характер человека в зависимости от того, в какой день недели он родился, – сравнивая с тем, что было создано Всевышним в каждый из дней Творения: «Кто родился в первый день недели, будет либо очень хороший человек, либо крайне дурной, потому что в этот день созданы свет и тьма». Кто родился во второй день недели, будет человеком раздражительным; в третий – богатым и влюбчивым; в четвертый – мудрым и просвещенным; кто родился в пятый день недели – будет благотворителем; кто родился в шестой – будет суетливым; наконец, кто родился в субботу, тот и умрет в субботу и будет святым человеком.
Когда р. Ханине передали содержание этой астрологической таблицы, он сказал им: «Идите, скажите сыну Леви, что не планета дня влияет, а планета часа, и что для предсказания необходимо знать, какая планета в какой час господствует. Кто родился под Солнцем (Хама), тот будет человеком светлым и ясным; в жизни он будет пользоваться только своим, ничего не заимствуя у других; если будет воровать, то не будет иметь успеха. Кто родился под Венерой (Нoга), будет богатым и влюбчивым. Кто родился под Меркурием (Кохав), будет мудрым и просвещенным (ибо Кохав состоит секретарем у Хама). Кто родился под Луной, будет человеком болезненным, вечно будет строить, и разрушать, и снова строить; есть и пить он будет чужое; его тайны останутся скрытыми, а если будет заниматься воровством, то будет иметь успех. Кто родился под Сатурном (Шабтай), будет человеком, все планы которого окажутся неустойчивыми. Кто родился под Юпитером (Цедек), будет человеком благочестивым. Кто родился под Марсом (Маадим), будет человеком, проливающим кровь: либо хирургом, либо разбойником, или шойхетом (резником), или, наконец, моэлем (совершающим обряд обрезания)». Глава иешивы, Рава, пытался опровергнуть это положение: он сам родился под Марсом и ничего общего с приведенными профессиями не имеет. Но ему возразили, что, часто штрафуя учеников иешивы, он режет их без ножа (Шабат, 156а).
К области астрологии относится и выделение «избранных дней». Кровопускание, которое в эпоху Талмуда производилось достаточно часто, Шмуэль предписывает производить только в первый, четвертый и шестой дни недели. Во второй и пятый дни недели нельзя пускать кровь, потому что эти дни испокон века были у евреев днями судебного присутствия: надо полагать, что в эти дни и на небе производится суд над людьми. В третий же день недели кровь нельзя пускать потому, что все четные часы этого дня находятся под господством планеты Марса и человек может истечь кровью. Четвертый день недели (среда) вообще считался весьма опасным. В Вавилонском Талмуде приводится такая Барайта: «Человек не должен пить воды (в темноте) ни в ночь на субботу, ни в ночь на среду; если же он пил воду, то сам виновен, если его постигнет опасность» (Псахим, 112а).
Были также и месяцы «дурной планеты», особенно месяц ав, в котором столько бедствий обрушилось на еврейский народ в разные периоды его истории. Рав Папа говорит, что если еврею предстоит в этом месяце судебное разбирательство с язычником, то он должен под разными предлогами оттянуть разбор дела, иначе может проиграть (Таанит, 29 б).
Неоднозначное отношение к астрологии в иудаизме подтверждают и находки археологов. В 1993 году на месте синагоги города Циппори (древнего оплота еврейской религии и благочестия, где жили р. Йоси, р. Элиезер бен Азарья, р. Рейш Лахиш, р. Онатан, р. Иеѓуда ѓа-Наси) была обнаружена мозаика – знаки Зодиака с кентавром! Д-р Зеэв Вайс, руководитель раскопок, был потрясен, когда наткнулся на эту мозаику. Ортодоксальный еврей, д-р Вайс приводит научное объяснение появлению Зодиака в синагоге: «Знаки Зодиака – просто символ. Если взять их местоположение в мозаике в контексте общей схемы мозаики, то ясно, что они выражают силу Б-га и его главенство над всем созданным, а не культовый знак или самостоятельный предмет поклонения».
Знаки Зодиака найдены и в мозаиках синагог Хамат Тверия и Бейт Альфа. Возможно, евреи внешне заимствовали культурную окраску окружающей среды, но при этом сохраняли свою сущность и самосознание. Главное – не забыть, что еврей, соблюдающий Тору и выполняющий заповеди, бесконечно выше влияния планет и созвездий, он зависит напрямую от Б-га.