«Евреи - люди, неевреи - животные.» (Талмуд, Брахот 58 а)
«Ибо народ и царства, которые не захотят служить ... [евреям], - погибнут, и такие народы совершенно истребятся.» (ТаНаХ, Йешайяhу; Ветхий Завет Исайя 60:12)
«Когда придёт Машиах все неевреи станут рабами Израилю» (Талмуд, Песикта Раббати 3 6.)
«Нельзя выдавать еврея и его имущество неевреям, даже если он опасный преступник.» (Шулхан Арух, Хошен мишпат 388:9, Кицур Шульхан Арух 183:4)
«Разрешено обманывать нееврея.» (Баба Камма 113 б) (Кицур Шульхан Арух 182:4)
«...пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца, и жен бейте до смерти...» (Ветхий завет, Иезекииль 9, 5-6.)
«...предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла» (Ветхий Завет, 1-я Царств 15:3)
«Лучшего из нееврев - убей, хорошему среди змиев сокруши мозг».(Трактат Софрим 15, 10 Тосафот)
«Имущество нееврея – это незаселённый уголок: кто первый им завладел, тот и хозяин» (Баба Батра 54 б)

Автор Тема: Иудаизм и астрология  (Прочитано 10540 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Владимир Р

  • Модератор
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 15076
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +1620/-1022
  • Пол: Мужской
  • Не зли меня - убью!
Иудаизм и астрология
« : 29 Январь 2011, 14:14:32 »
Не подвержены знакам небес
 
  Чем больше открытий делают астрономы, чем вернее вычисляются эфемериды (координаты) планет, тем точнее становится астрология. Астрологи выдвигают теории и опровергают их, постоянно корректируя свои наблюдения. Но у евреев, как всегда, свое, неоднозначное отношение к астрологии. Можно ли народу Торы заниматься «звездонаблюдательством»?

У астрологии есть ряд общих черт с идолопоклонством, которое категорически запрещается Торой.  

”Эта наука, которая называется законом звезд - просто шарлатанство, - писал Рамбам в своем комментарии к талмудическому трактату Авода Зара (11:8-9).- Тот, кто распределяет даты на манер астрологов, кто говорит такой-то день хорош для выполнения такой-то задачи, лжет. А глупцы верят, что его слова - правда мудреца”.

Вера в рок также противна духу иудаизма, исповедующего свободу воли человека. Враждебное отношение к астрологии прослеживается у многих еврейских мудрецов. Пророк Йермияѓу говорит: «...Не страшитесь знамений небесных, как боятся их те народы; ибо уставы народов – суета…» Пророк Йешаяѓу, предсказывая гибель Вавилона, иронически восклицает: «Оставайся теперь при волшебствах своих и при множестве чародейств своих, над которыми ты трудилась с юности твоей, может быть, сумеешь извлечь пользу, может быть, укрепишься. Утомилась ты от множества советников твоих, пусть же… спасут тебя наблюдатели небес, созерцатели звезд, предвещающие по месяцам то, что произойдет с тобой» (47, 12-13). Ийов считает веру в то, что счастье исходит от светил небесных, равносильной отрицанию Б-га: «Если смотрел я на солнце в его сиянии или ясный месяц, шествующий (по небу), И соблазнялось втайне сердце мое, и касалась рука моя губ моих, – то был бы и это грех, (наказуемый) судом!» (31, 26-28).

 Человек должен верить только в то, что может быть подтверждено рациональными доказательствами, органами чувств или заслуживающими доверия свидетельствами.  Гипотеза, что судьба человека может зависеть от расположения звезд, была высмеяна – такая теория лишила бы человека цели в жизни и сделала бы его рабом судьбы.

   Б-г управляет людьми лично (а не опосредованно, через «звезды»). Поэтому любая попытка предсказать жизнь евреев, используя законы астрологии, заведомо обречена на неудачу.

Вспомним о войне  которую моавитяне (народ, живший в Заиорданье) пытались вести против евреев. У моавитян не было уверенности, что они одержат победу, и они решили прибегнуть к помощи Билама, самого знаменитого астролога и мага того времени: «Чтобы проклял ты для нас народ этот, чтобы мы могли поразить его». Билам пытался проклясть евреев, однако это ему никак не удавалось: каждый раз вместо проклятий Б-г вкладывал в его уста слова благословения. Война все же началась, и враги евреев, в том числе астролог, были убиты. Неудача Билама связана с важнейшим отличием сынов Израиля от других народов: евреи не подчиняются звездам, законы астрологии к ним неприменимы.

В Гемаре (Шабат, 156-а) сказано: «Эйн мазаль ле-Исраэль» – «У Израиля нет звезды» (т.е., предопределенной судьбы). Рабби Авраѓам Ибн-Эзра в комментарии к Дварим (4:19) пишет: «Хорошо известно, что каждый народ и каждый город находится под какой-то звездой, которая влияет на его будущее, но еврейскому народу выпало счастье, что только Б-г определяет его пути, потому что Израиль – удел Б-га». В Шулхан Арухе (179:2) однозначно говорится, что еврею запрещено обращаться к астрологам за предсказаниями.  

Однако не все религиозные авторитеты категоричны в негативном отношении к «звездной науке». Ибн-Эзра, выдающийся комментатор Торы, один из величайших знатоков астрологии, приравнивает ее к медицине. Он утверждает, что естественные причины вызывают болезни; эти причины могут быть связаны с едой, воздухом, местом жительства, но Всевышний в милости Своей может спасти от болезней. Таким же образом предначертанное на небесах в час рождения человека может быть изменено по воле Всевышнего.



Не бензи! Чепигу тебе в ручку.. :#*

Большой Форум

Иудаизм и астрология
« : 29 Январь 2011, 14:14:32 »
Загрузка...

Оффлайн Владимир Р

  • Модератор
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 15076
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +1620/-1022
  • Пол: Мужской
  • Не зли меня - убью!
Re: Иудаизм и астрология
« Ответ #1 : 29 Январь 2011, 14:15:19 »
Большая часть старейшего сочинения «Сефер Йецира» («Книга Творения») посвящена связям еврейского алфавита, планет и созвездий. Тот же Шулхан Арух (179:2) говорит: «Но тот, кто слышал прогноз грамотного астролога, должен принять его во внимание и не идти против влияния звезд, потому что нельзя полагаться на чудеса».

При выходе из Египта фараон не советует Моше выводить евреев в пустыню, «потому что зло перед вами» («ки раа негед пнейхем») (Шмот, 10:10). Раши объясняет это так: «Раа (Зло) – звезда, предвещающая пролитие крови». Комментарий «Тора Шлема» говорит более прямо: «Раши имеет в виду Марс», который действительно считается злотворной планетой и управляет созвездием Овна (евреи вы­шли из Египта в месяце нисан, в знаке Овна).

Как же эта вера во влияние звезд даже на евреев соотносится с утверждением, что у «Израиля нет звезды»? Вот как отвечает на этот вопрос р. Моше Хаим Луцато: «Все происшествия, случающиеся с различными видами материальных объектов, распределились по звездам. Все материальные явления оказались связанными под властью звезд по своим порядкам, чтобы в материальных объектах происходило обновление согласно тому, какое воздействие произойдет из этой системы в соответствии со связью, которой будет с ней связан каждый человек… Однако возможно, что порожденное звездами будет отменено высшей стоящей над ними силой. И об этом сказали (Шабат, 156-а) „Над Израилем нет созвездий“».


Р. Элазар из Модиина, таннай 2 века, повествует, что Авраам всегда носил на груди большую астрологическую таблицу, по которой можно было прочесть судьбу любого человека. По этой таблице Авраам предвидел, что у него не будет собственного сына, но Всевышний именно тогда сказал ему: «Прочь с твоей астрологией, для Израиля нет предопределяющей планеты!» (Шабат, 156а).

В Талмуде приводится несколько рассказов о несбывшихся прорицаниях халдеев как доказательство того, что над евреями планеты не имеют власти. В одном из рассказов говорится о неудачном прорицании друга Шмуэля, философа-язычника Аблата.
 
Однажды вавилонский мудрец Шмуэль (живший в XIII веке) разговаривал со своим другом - неевреем Аблатом, который был астрологом. Мимо них прошли несколько рабочих.
Аблат указал на одного из них и сказал: "Этот человек не вернется. Он умрет от укуса змеи".
Шмуэль, который верил, что молитва и добрые дела могут изменить судьбу, ответил: "Если он еврей, то вернется".
Через некоторое время человек, чью смерть предсказал Аблат, вернулся вместе с остальными рабочими. Открыв его суму, астролог нашел в ней разрезанную пополам змею.
Шмуэль спросил: "Что ты сделал (чтобы избежать гибели)?"
Человек ответил: "Как правило, мы едим вместе, поэтому каждый из нас кладет на общий стол продукты, которые принес из дому. Но сегодня я заметил, что у одного рабочего не было хлеба и он стыдился этого. Я сказал всем: "Сегодня я собираю еду". Когда я подошел к этому человеку, то сделал вид, что беру хлеб и у него, чтобы ему не было стыдно".
Шмуэль сказал ему: "Ты совершил благое дело" (Поэтому Б-г спас тебя от ядовитой змеи).

Человек, который привязан ко Всевышнему, выполняет заповеди, выходит из сферы действия астрологии, занимающейся материальным миром.

Арье Барац пишет, что астрология становится дозволенной в том случае, если ею интересуются с теоретической точки зрения, но не пользуются в практических целях. Еврейская астрология не занимается прогнозами. Ее задачи – в стремлении с помощью природных сил лучше понять Тору. Например, Мидраш «Писка раба» объясняет, что Тора была дана не в первом месяце нисане (знак – Овен), и не во втором – ияре (знак – Телец), а в третьем месяце – сиване, потому что его знак – Близнецы, т.е. образ людей, а не животных.
 
Не бензи! Чепигу тебе в ручку.. :#*

Оффлайн Владимир Р

  • Модератор
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 15076
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +1620/-1022
  • Пол: Мужской
  • Не зли меня - убью!
Re: Иудаизм и астрология
« Ответ #2 : 29 Январь 2011, 14:15:41 »
В Вавилонском Талмуде сохранились две таблицы, подобные гороскопам, одна составлена р. Йешуа бен Леви, другая – р. Ханиной бар Хама. Первая определяет характер человека в зависимости от того, в какой день недели он родился, – сравнивая с тем, что было создано Всевышним в каждый из дней Творения: «Кто родился в первый день недели, будет либо очень хороший человек, либо крайне дурной, потому что в этот день созданы свет и тьма». Кто родился во второй день недели, будет человеком раздражительным; в третий – богатым и влюбчивым; в четвертый – мудрым и просвещенным; кто родился в пятый день недели – будет благотворителем; кто родился в шестой – будет суетливым; наконец, кто родился в субботу, тот и умрет в субботу и будет святым человеком.

Когда р. Ханине передали содержание этой астрологической таблицы, он сказал им: «Идите, скажите сыну Леви, что не планета дня влияет, а планета часа, и что для предсказания необходимо знать, какая планета в какой час господствует. Кто родился под Солнцем (Хама), тот будет человеком светлым и ясным; в жизни он будет пользоваться только своим, ничего не заимствуя у других; если будет воровать, то не будет иметь успеха. Кто родился под Венерой (Нoга), будет богатым и влюбчивым. Кто родился под Меркурием (Кохав), будет мудрым и просвещенным (ибо Кохав состоит секретарем у Хама). Кто родился под Луной, будет человеком болезненным, вечно будет строить, и разрушать, и снова строить; есть и пить он будет чужое; его тайны останутся скрытыми, а если будет заниматься воровством, то будет иметь успех. Кто родился под Сатурном (Шабтай), будет человеком, все планы которого окажутся неустойчивыми. Кто родился под Юпитером (Цедек), будет человеком благочестивым. Кто родился под Марсом (Маадим), будет человеком, проливающим кровь: либо хирургом, либо разбойником, или шойхетом (резником), или, наконец, моэлем (совершающим обряд обрезания)». Глава иешивы, Рава, пытался опровергнуть это положение: он сам родился под Марсом и ничего общего с приведенными профессиями не имеет. Но ему возразили, что, часто штрафуя учеников иешивы, он режет их без ножа (Шабат, 156а).

К области астрологии относится и выделение «избранных дней». Кровопускание, которое в эпоху Талмуда производилось достаточно часто, Шмуэль предписывает производить только в первый, четвертый и шестой дни недели. Во второй и пятый дни недели нельзя пускать кровь, потому что эти дни испокон века были у евреев днями судебного присутствия: надо полагать, что в эти дни и на небе производится суд над людьми. В третий же день недели кровь нельзя пускать потому, что все четные часы этого дня находятся под господством планеты Марса и человек может истечь кровью. Четвертый день недели (среда) вообще считался весьма опасным. В Вавилонском Талмуде приводится такая Барайта: «Человек не должен пить воды (в темноте) ни в ночь на субботу, ни в ночь на среду; если же он пил воду, то сам виновен, если его постигнет опасность» (Псахим, 112а).

Были также и месяцы «дурной планеты», особенно месяц ав, в котором столько бедствий обрушилось на еврейский народ в разные периоды его истории. Рав Папа говорит, что если еврею предстоит в этом месяце судебное разбирательство с язычником, то он должен под разными предлогами оттянуть разбор дела, иначе может проиграть (Таанит, 29 б).

Неоднозначное отношение к астрологии в иудаизме подтверждают и находки археологов. В 1993 году на месте синагоги города Циппори (древнего оплота еврейской религии и благочестия, где жили р. Йоси, р. Элиезер бен Азарья, р. Рейш Лахиш, р. Онатан, р. Иеѓуда ѓа-Наси) была обнаружена мо­заика – знаки Зодиака с кентавром! Д-р Зеэв Вайс, руководитель раскопок, был потрясен, когда на­ткнулся на эту мозаику. Ортодоксальный еврей, д-р Вайс приводит научное объяснение появлению Зодиака в синагоге: «Знаки Зодиака – просто символ. Если взять их местоположение в мозаике в контексте общей схемы мозаики, то ясно, что они выражают силу Б-га и его главенство над всем созданным, а не культовый знак или самостоятельный предмет поклонения».

Знаки Зодиака найдены и в мозаиках синагог Хамат Тверия и Бейт Альфа. Возможно,   евреи внешне заимствовали культурную окраску окружающей среды, но при этом сохраняли свою сущность и самосознание. Главное – не забыть, что еврей, соблюдающий Тору и выполняющий заповеди, бесконечно выше влияния планет и созвездий, он зависит напрямую от Б-га.
Не бензи! Чепигу тебе в ручку.. :#*

Большой Форум

Re: Иудаизм и астрология
« Ответ #2 : 29 Январь 2011, 14:15:41 »
Loading...