.
Во время гражданской войны белые войска занимались невиданным грабежом церковного имущества.
Генерал Мамонтов во время рейда захватил драгоценные ризы, иконы, кресты - общим числом до 10 000 вещей.
Генерал Богаевский - атаман Войска Донского при Деникине -
- забрал золото, серебро, бриллианты новочеркасских и старочеркасских православных храмов.
За перевозку в Стамбул через Черное море награбленного ( 1778 пудов одного лишь серебра) белогвардейцы уплатили 145 пудов серебра.
Священник И.Борисов: "Ввиду тяжелого положения Поволжья не могу не присоединиться к уже многим высказывавшимся за выдачу всего церковного богатства...Так спасайте же отцов, матерей и несчастных детей, вы, пастыри и миряне".
Священник М.Моисеев: "Нужно отдать все ценности храмов и монастырей. Пусть службы совершаются в деревянных чашах и холщовых ризах, как в старину."
Евдоким, епископ Нижегородский: "Стыдно в настоящее время носить на себе золото и бриллианты, когда каждая частица их может стереть слезы страдающих людей и спасти человека."
Владимир, архиепископ Пензенский: "Стыдно и грешно было бы нам, православным христианам, не вернуть погибающему в муках народу те приобретенные его потом и кровью церковные драгоценности, которые он же сам сложил к подножию алтаря."
Просьбу о пожертвовании части церковных ценностей на нужды голодающих направил Патриарху ВЦИК.
На все эти обращения Патриарх отвечал молчанием и даже "гневался" на "недисциплинированных" священников.
После семи лет войн единственной организацией, которая обладала "конвертируемой валютой" в виде изделий из драгметаллов, была церковь.
В 1922 году князь Львов, бывший обер-прокурор Святейшего Синода писал:
"Пройдитесь по парижским бульварам и вы увидите выставленные в витринах магазинов золотую утварь, золотые ризы и драгоценности, снятые с икон.
И неужели русская эмиграция имеет право продавать свои религиозные драгоценности для своей нужды, а русский народ не имеет права для утоления своего голода снять церковные драгоценности и купить на них хлеба?
Да кто же наконец хозяин в Русской Церкви ? - Русский народ."
В Москву ,к Тихону. шли потоки писем от верующих с просьбами благословить решение отдать церковные ценности на закупку продовольствия.
"Общее собрание верующих села Успеновки Бердянского уезда, состоявшееся 11 декабря 1921 года, после обсуждения вопроса о стихийно надвинувшемся голоде, единогласно постановило:
извлечь все серебро и золото из церкви и немедленно сдать таковое в Бердянский финотдел и взамен получить хлеб у соответствующих организаций."
Верующие московского завода "Динамо" писали:
"Можем ли мы пройти мимо страданий наших братьев?
Может ли наша Православная Церковь остаться в стороне? Выход для нас только один - за золото и серебро купить голодным хлеба. Это золото и серебро накоплялось веками и является народным достоянием.
Святейший Патриарх, помните, что миллионы погибающих людей будут умирать от голода с проклятием на устах против Бога и Церкви. которая пожалела заменить золотые чаши на деревянные".
Священник И.Борисов: "Ввиду тяжелого положения Поволжья не могу не присоединиться к уже многим высказывавшимся за выдачу всего церковного богатства...Так спасайте же отцов, матерей и несчастных детей, вы, пастыри и миряне".
Священник М.Моисеев: "Нужно отдать все ценности храмов и монастырей. Пусть службы совершаются в деревянных чашах и холщовых ризах, как в старину."
Евдоким, епископ Нижегородский: "Стыдно в настоящее время носить на себе золото и бриллианты, когда каждая частица их может стереть слезы страдающих людей и спасти человека."
Владимир, архиепископ Пензенский: "Стыдно и грешно было бы нам, православным христианам, не вернуть погибающему в муках народу те приобретенные его потом и кровью церковные драгоценности, которые он же сам сложил к подножию алтаря."
Просьбу о пожертвовании части церковных ценностей на нужды голодающих направил Патриарху ВЦИК.
На все эти обращения Патриарх отвечал молчанием и даже "гневался" на "недисциплинированных" священников.