"Еврейской была почти половина выборки Кадухина (1974, 23), касающейся
интеллектуальной элиты Америки после II мировой войны. Эта выборка основывалась на данных о
наиболее частых публикациях в ведущих интеллектуальных изданиях и сопровождалась интервью, в
которых интеллектуалы "голосовали" за других интеллектуалов, которые, по их мнению, считались
наиболее влиятельными. Согласно выборке в качестве самых влиятельных было свыше 40 процентов
евреев, получивших в свою пользу шесть и более голосов, по сравнению с 15 процентами неевреев
(с.32). Таким образом, не удивительно, что Джозеф Эпштейн находит, что быть евреем в 1950-е годы
и в начале 1960-х годов вообще считалось среди интеллектуалов "почетным". Нееврейские
интеллектуалы "исчисляли свои генеалогии от еврейских предков" (Эпштейн, 1997, 7). Уолтер Керр
мог написать в 1968 году: "Что произошло после II мировой войны, так это то, что американская
чувствительность стала частично еврейской, возможно, даже более еврейской, чем чтобы то ни
было… Литературный американский ум стал в определенной мере думать по-еврейски. Он был
приучен и готов к этому. Вслед за артистами и новеллистами появились еврейские критики, политики
и теологи. Критики, политики и теологи - профессиональные творцы, они формируют взгляды." Судя
по личному опыту, этот почетный статус еврейских интеллектуалов остается общепринятым среди
моих коллег, и он явно проявляется, например, в недавней работе Холлинджера (1966, 4) о
"трансформации евреями этно-религиозной демографии американской научной жизни" в период с
1930-х по 1960-е годы.2
Наконец, важной темой является то, неевреи часто и активно рекрутировались в движения,
рассматриваемые нами, и получали в них весьма заметные роли с тем, чтобы ослабить впечатление,
что в этих движениях на самом деле доминируют евреи, или что они имеют своей целью только узкие
еврейские сектантские интересы. С точки зрения теории социальной идентичности, такая стратегия
направлена на то, чтобы заставить неевреев воспринимать интеллектуальное или политическое
движение как доступное для неевреев и отвечающее нееврейским интересам. Как отмечается в SAID
(гл.5, 6), риторика универсализма и рекрутирование неевреев в качестве проводников еврейских
интересов являются постоянными темами в борьбе с антисемитизмом как в древности, так и в
современном мире."
КЕВИН МАКДОНАЛЬД