Всем, требующим документальных доказательств о явном большевистском гонении на Церковь хочу сказать - нет смысла требовать текст приговора каждого священника или диакона к расстрелу - смотрите в целом.
Священников убивали? Убивали. Церкви взрывали? Взрывали. Активная антирелигиозная пропаганды была? Была. Вплоть до ВОВ. Т.е. пропагандировать Христианство - было нельзя, а атеизм - нужно, причём на государственном уровне (см. "Союз воинствующих безбожников", 3,000,000 членов к 1940г., активная пропаганда на заводах, фабриках, в колхозах, учебных заведениях).
Но тут БАЦ! и пришёл пушистый полярный зверёк из семейства псовых в ипостаси Великой Отечественной Войны. ВНЕЗАПНО оказалось, что народ-то, якобы сам взрывавший храмы и расстреливающий священников - оказался уязвим к немецкой пропаганде о безбожности большевистской власти и добровольно восстанавливал приходы на оккупированных территориях?
Бывший семинарист Джугашвили, всё-таки был не дураком и он понял необходимость в прекращении уничтожения Церкви. Хрущёв уже так не думал и пообещал вскоре "показать последнего попа по телевизору". Однако время было уже не то, и пришлось гнобить экономикой, а не репрессиями. Но тоже не удалось.
С исчезновением в нашей стране "руководящей роли КПСС", а вместе с ней - многочисленных программ по атеистическому воспитанию и пропаганде РПЦ вновь поднялась. И, главное, откуда средства? Из-за границы? НЕТ! Заграница засылала и продолжает засылать нам разные секты и вопит по поводу их закрытия. Им выгодны любые секты здесь, но только не сильная Церковь.
Так что несмотря на все большевистские репрессии - Церковь, Православие - в душе народа оставались всегда и остаются сейчас. И то, что коммунисты пытались уничтожить эту часть души, но у них не получилось по объективным причинам - это не оправдание коммунистической идеологи, это признак её ущербности.