Сталин был грузином (возможно с осетинскими корнями), однако его семья неоднократно породнилась и имела тесные связи с евреями, что является довольно широко обсуждаемой в литературе темой, часто дающей основания для различных спекуляций.
Первая жена Сталина — Екатерина Семёновна Сванидзе, имела брата Александра, который был женат на Марии Анисимовне Сванидзе (урождённой Корона), принадлежавшей к богатой еврейской семье, происходившей из Испании. М. А. Сванидзе была осуждена 29 декабря 1939 года постановлением Особого совещания при НКВД СССР к восьми годам лишения свободы по обвинению в том, что «скрывала антисоветскую деятельность своего мужа, вела антисоветские разговоры, осуждала карательную политику Советской власти и высказывала террористические намерения против одного из руководителей Коммунистической партии и Советского правительства»[16]. 3 марта 1942 года была расстреляна по постановлению ОСО, посмертно реабилитирована. Сохранился ныне частично опубликованный дневник Марии Анисимовны, на который часто ссылаются многие исследователи жизни Сталина.
Анна Аллилуева, сестра второй жены Сталина Надежды Аллилуевой, работала в 1920 году в Одесской ЧК и вышла замуж за работавшего там же Станислава Реденса, в будущем видного чекиста, ставшего таким образом свояком Сталина. Реденс был арестован и расстрелян, когда во главе НКВД встал Л.П. Берия.
Старший сын Сталина Яков третьим браком женился на Юлии (Юдифи) Исааковне Мельцер (1911—1968), дочери одесского купца, для которой это был согласно дневнику М. А. Сванидзе то ли третий, то ли четвёртый брак (до Якова Юлия Мельцер была, в частности, замужем за наркомом внутренних дел Украины Н.П. Бессарабом, работавшим с Реденсом, что позволило Юлии познакомиться с Яковом). Многие авторы, опираясь на воспоминания дочери Сталина Светланы, отмечают, что Сталин якобы высказывал своё недовольство этим браком, усматривая в этом недовольстве антисемитизм, однако в воспоминаниях приёмного сына Сталина Артёма Сергеева и внучки Сталина Галины Яковлевны Джугашвили утверждается что враждебности у Сталина к Юлии Мельцер не было.