Часть 2
«СП»: - Вы считаете, сейчас возможен площадь?
- Я считаю, в нынешней ситуации это единственный способ оказать цивилизованное мирное давление на власть и заставить ее пойти на второй тур. Множество наблюдателей, которые работают в ТИКах, сообщили мне, что нигде на их участках Собянин не получил 50%. Да, он опережает Навального, но не более того. А наблюдатели – это несколько тысяч живых свидетелей того, что выборы фальсифицированы.
«СП»: - Навальный способен пойти с площадьом до конца?
- Здесь пока не попробуешь – не узнаешь. Думаю, сейчас Кремль решает вопрос: что лучше – признать второй тур или пойти на опаснейшую политическую эскалацию в Москве? Площадь во втором случае становится просто неизбежным. Сторонников у Навального много, они воодушевлены, и результат такого противостояния вряд ли будет в пользу власти. На мой взгляд, ситуация приобретает острый характер. Значительно более острый, чем в декабре 2011 – январе 2012 года. Да и Навальному терять особо нечего – он же находится под статьей.
«СП»: - Более острый потому, что противостояние может перекинуться на Россию?
- Острота в том, что в Свердловске выигрывает Ройзман, а кандидаты от «Единой России» проигрывают Красноярск и Воронеж. Это может охватить всю страну. База протеста расширяется. Если два года назад протест был только в Москве, то сейчас готова протестовать и провинция – по другим, правда, основаниям. И выборы, проведенные нечестно, служат спусковым механизмом для этого процесса.
Представляете себе несколько десятков тысяч человек в центре Москвы, уверенных в своей моральной правоте, и которые не дрогнут перед полицаем насилием? Что будет тогда?
«СП»: - Почему власть допустила эту ситуацию?
- На всякого мудреца довольно простоты. Кремль исходил из того, что контролирует процесс. Но есть абсолютная социологическая закономерность: незадолго до своей кончины режим начинает совершать ошибку за ошибкой. Он как будто специально делает все, чтобы ухудшить собственное положение и приблизить падение. То же самое происходит сейчас. Это правило не знает исключений.
«СП»: - И как долго длится фаза сумасшествия?
- Недолго, поверьте - счет идет не на годы, а на месяцы. Мы сегодня наблюдаем вторую волну политического подъема. Первая была в 2011-2012 годах, но она схлынула. Сейчас начинается новая волна, и она будет значительно более высокой и мощной. Это не означает, что именно эта волна приведет к падению нынешнего режима. Но то, что грядут существенные изменения, становится все более очевидным и возможным.
- Навальный получил фантастически красивый результат, - отмечает член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров. – Он сходу делает Навального федеральным политиком. В целом для протеста, который обвиняли в том, что он может быть только реактивным, это тоже фантастически высокий результат. В этом смысле Москва и Свердловск –две модели, которые уже на следующих выборах будут сильно востребованы и в других регионах.
В какой-то степени высокий результат Навального Собянину на руку: чем более конкурентные выборы - тем выше легитимность Собянина. Если, конечно, не будет скандалов и подозрений, связанных с фальсификацией. Выгодны ли такие результаты Кремлю – другой вопрос. Собянин в этом случае выигрывает в честной борьбе, и, кроме того, не показывает результата выше, чем Путин в 2012 году - все это ему, скорее, в плюс.
«СП»: - Навальный требует, чтобы состоятся второй тур выборов. В штабе Собянина в ответ заявили, что не исключают такого сценария. Второй тур состоится?
- Кремль хотел бы любой ценой избежать второго тура. Понятно, и во втором туре Собянин выигрывает. Но это игра сложная, причем игра в реальную политику. Думаю, Кремль сейчас к этому абсолютно не готов.
«СП»: - Навальный пообещал вывести людей на улицы, если второго тура не будет. Насколько далеко он готов зайти?
- То, что говорит Навальный, говорится в пылу сражения. По сути, это продолжение риторики, которой он занимался последние несколько месяцев. Думаю, если возможность второго тура и рассматривалась, она никогда не была вероятной. Вряд ли у самого Навального – если здраво взвесить факты – были сомнения, что Собянин выиграет. Кстати, большой плюс нынешних московских выборов – то, что ни с одной из сторон мы не видим провокаций. Хотя в обоих лагерях есть люди, которые бы желали радикализовать ситуацию – либо подогнать результаты под более достойные, либо вывести людей на улицы.
«СП»: - Можно ли назвать эти выборы поворотными?
- Москва и Свердловск – очень важные точки. Погоды в целом они не делают – выборы во многих местах прошли так же грязно, как обычно. Но если Кремль признает, что тактика, которую он вынуждено использовал в Москве и Свердловске, удалась, он будет и дальше играть более сложным образом. Пока неясно, станет ли такая игра мейнстримом, или Кремль сочтет, что политологи заигрались и получили негативный результат.