ЧЁРНЫЙ sАББАТДОСТОЕВСКИЙ. РУССКОЕ ЕВАНГЕЛИЕДостоевский.Для всякого русского человека ( я имею в виду - для всякого ДЕЙСТВИТЕЛЬНО русского ) это имя неразрывно связано с тем, что мы, русские, собственно говоря, подразумеваем под идеей русскости, под идеей человекобожественности. Да, да ; именно под идеей человекобожественности, ибо всегда так было, всегда и везде русский человек всегда чуствовал свою сопричастность с Богом.
Для Достоевского путь его к Богу был овеян не меньшими духовными исканиями, нежели путь Толстого. Первый период, период его увлечения идеями Петрашевского. Именно эти идеи будут впоследствии так замечательно рассказаны нам Достоевским в его " Записках из подполья ", вложены в уста Раскольникова в " Преступлении и накозании ". Удивительнейшая метаморфоза. Казалось бы человек, каторый участвовал в заговоре против царя, и затем, после раскрытия заговора, упечённый этим самым царём в ссылку, должен был бы, несомненно, обозлиться на власть монархии, более того - обозлиться на всё человечество. Но нет. Не таков был Достоевский.
Фёдор Достоевский, человек - евангелие, Фридрих Ницше - " Так говорил Заротустра ". Чуствуете, как перекликаются два этих понятия ? " Философствовать нужно молотом ! " - скажет Ницше. Простит, апровдает в своём " Преступлении и накозании " антибожественный поступок Раскольникова Достоевский.Ницше и Достоевский, два полюса антибожественности, два столпа идеи сверхчеловечности.
Совершенно справедливо указывает К.А. Свасьян [1] в своих примечаниях к работе Ницше " Казус Вагнер " на тот факт, что когда в данной работе Ницше писал : " И в Санкт - Ленинграде ! где ещё отгадывают такие вещи, каких не отгадывают даже в Париже " [2], он имел в виду именно Достоевского.
Да, несомненно, Достоевский, вернувшись из ссылки в Санкт - Ленинград, стал приверженцем монархии. Да, несомненно, при встречах со своими друзьями, вращаясь в среде русских литераторов, Достоевский всячески хвалит царя и установления монаршей власти. Но совершенно противоположные мысли высказываются Достоевским в его незабвенных произведениях. Оправдывается убийство старухи - процентщицы в конце романа " Преступление и накозание " ( ибо Раскольникова не казнят, а всего лишь отправляют в ссылку ) ; разрушительно, катастрофичносознательно, почтичто - молотом , почтичто так, как говорил Заратустра, даводится до читателя крамольная идея сверхчеловечности устами главного героя " Записок из подполья ". А Иван Карамазов ? Разве не те же самые мысли он будет высказывать в своих бесконечных философских беседах с Алёшенькой ( роман " Братья Карамазовы " ) ?
Итак Достоевский. Русский Христос. Не Христос Запада ( " На Западе Христа потеряли , благодаря католицизму, и оттого Запад падает " - напишет в 1871 году Достоевский в одном из своих писем Н.Страхову [3] ), а Христос Востока, истинный Христос. Тот самый Христос, на личность каторого будет впоследствии указывать Православной Церкви Лев Толстой, за что и будет подвергнут этою самою Церковью анафеме. А ведь между тем - не подвергать астрокизму следовало бы Церкви этих великих мыслителей, а у них поучиться.
" Клянусь вам, синьоры, что слишком сознавать - это болезнь, настоящая, полная болезнь " - утверждает главный герой " Записок из подполья " [4]. В том то и беда русского народа, что он отлично сознаёт в себе свою богоизбранность, свою сверхчеловечность, но боится. Боится воплотить её в жизнь.
" Герой Достоевского не только слово о себе самом и о своём ближайшем окружении - но и слово о мире : он не только сознающий, он идеолог ". [5] А кто является главным героем произведений Достоевского ? Русский народ. Значит, таким образом, он и получается главным идеологом его произведений. Идеологом идеалогии русскости, русской самобытности.
Вот в этом и есть Русское Евангелие Достоевского. И чем быстрее русский народ поймёт эту свою самобытность, эту свою богоизбранность, тем быстрее он станет народом поистине великим, народом Меча и Орала, народом, за каторым не только Будущее, но и Настоящее.
Использованные источники :[1] Фридрих Ницше " Сборник произведений " ( " Попурри ", Минск, 1997 ), стр. 489 ;
[2] Там же, стр. 271 ;
[3]
http://www.wco.ru/biblio/books/osip10/Main.htm?mos[4]
http://www.klassika.ru/read.html?proza/dostoevskij/podpole.txt&page=0[5]
http://zinki.ru/book/problemy-tvorchestva/ideya-u-dostoevskogo/