Наступление было очевидно запланировано заблаговременно, но Саакашвили не продумал его до конца. Он знал, что внимание мирового сообщества будет сосредоточено на Олимпийских играх и надеялся, что российская реакция будет медленной, поскольку премьер-министр Владимир Путин находился в Пекине. Рассчитывая за 2-4 дня установить полный военный контроль над Южной Осетией, он мог бы поставить прогрузинскую администрацию на местах и объявить, что проблема решена. Но расчет оказался неправильным.
Русский ответ не заставил себя ждать. Крупные российские силы были на пути из Северной Осетии (которая является частью Российской Федерации) в полдень в пятницу, а российские самолеты стали наносить удары по внутренним районам самой Грузии. К тому времени, когда Владимир Путин прибыл в столицу Северной Осетии, Владикавказ, в субботу утром, грузинские войска были уже вытеснены из Цхинвали.
В субботу вечером Грузия призывала к прекращению огня и заявила, что все ее войска выведены из Южной Осетии в целях предотвращения "гуманитарной катастрофы". Саакашвили игра не удалась, и, как сказал Путин, территориальной целостности Грузии "нанесен смертельный удар".
Не только Южная Осетия была утеряна навсегда. Грузинская надежда на возвращение другой мятежной провинции, Абхазии, также исчезла. В субботу абхазское правительство объявило военное наступление для вытеснение грузинских войск из Кодорского ущелья, последней части абхазской территории, которую они контролируют. Насколько это важно?
Это важно для 300000 грузин, которые бежали из Абхазии и Южной Осетии, когда два этнических анклава, которые являлись самостоятельными частями Грузинской Советской Социалистической Республики, заявили о своей независимости после распада Советского Союза в 1991 году. Грузинские попытки отвоевать их обратно в 1992-93 гг. обернулись кровавой неудачей, и после этого второго провала стало очевидно, что грузинские беженцы никогда не вернутся домой.
Это повод для радости для большинства абхазцев и югоосетин. Хотя они и православные христиане, как и гораздо более многочисленные грузины, это этнически самобытные народы с другими языками, которые всегда относились с отвращением к решению Сталина поставить их под грузинское управление. Или они в итоге получат полную независимость, или просто присоединятся к Российской Федерации. И в том, и в другом случае они будут довольны результатом.
Амбиции администрации Буша расширить НАТО за пределы Кавказа пошли прахом. Россиян радует быстрота и эффективность ответа их правительства. Всех остальных происходящее не волнует.
Но есть небольшая моральная проблема. То что Грузия пыталась сделать с Южной Осетией - это то, что Россия делала в Чечне, но Грузия не достаточно сильна, и у Южной Осетии есть друг побольше.
Нет тут и существенной стратегической проблемы: помимо нескольких трубопроводных маршрутов, все Закавказье, для остального мира значения почти не имеет. Через год, грузины, вероятно, выбросят на свалку Саакашвили, а остальные, возможно, даже и не вспомнят о его глупых приключениях."
http://www.inosmi.ru/stories/05/09/02/3453/243269.html