В Ужгороде собираются ставить памятник геноцида русинов от рук украинцев.
Геноцид русинов (галицких и подкарпатских русинов) в начале XX века не получил должного освещении в современной историографии. В Советском Союзе русинов не признавали отдельным народом, русинскую историю, в том числе, трагедию Талергофа и Терезина замалчивали. Современный украинский официоз преподносит русинов как этнографическую группу украинского народа, соответственно политику уничтожения русинов Австро-Венгрией считают направленной против украинцев.
В украинских учебниках истории ни слова не сказано о том, как те, кто называли себя украинцами, помогали австро-венграм расправляться с теми, кто считали себя русинами (русскими). Точку в споре украинофильской и русофильской партий в Галичине поставили не научные диспуты и не культурное влияние, а виселицы и голод, которые тысячами косили русских галичан – пленников Талергофа и Терезина.
Несомненно, что репрессии австро-немецких властей, направленные против русских галичан и лемков, не были столь эффективны, если бы не предательство со стороны украинофилов-галичан, которые в годы Первой мировой войны помогали австриякам создавать первые лагеря смерти ХХ века, о которых мало знают в России и почти ничего не знают на Украине. В российской историографии русинская тема развивается усилиями таких историков, как М.Ю. Досталь, С.Г. Суляк, М.Ю. Дронов, К.Шевченко, О.Б. Неменский и некоторых других. В последнее время тема геноцида русинского народа стала активно обсуждаться в научном мире благодаря проведенной в декабре 2008 года в Ростове-на-Дону международной научно-практической конференции "Геноцид и культурный этноцид русинов Карпатской Руси (конец XIX - начало ХХI вв.)" [1] .
Русины , автохтоны Карпат, издавна тяготели к России, проявляли большую активность в культурной сфере: открывали журналы, газеты, просветительские клубы по изучению русской культуры и русского языка («Общество русских женщин», «Русско-православный народный дом», «Русско-православная читальня», «Русская дружина»). Самые крупные организации, как, например, Общество имени М. Качковского, имели сеть по всей Подкарпатской Руси (нынешнему украинскому Закарпатью). Целые сёла переходили в православную веру. Власти Австро-Венгерской империи посчитали подобные действия подозрительными: русинов начали обвинять в государственной измене, намерении присоединиться к Российской империи. Против них были организованы судебные процессы.
Одним из первых подобных процессов произошел в 1881 г ., когда австрийские власти арестовали А. Добрянского, его дочь Ольгу Грабарь, редактора «Слова» В. Площанского, И. Наумовича и др. Поводом послужил переход крестьян села Гнилички в православную веру. Арестованных приговорили к нескольким месяцам тюремного заключения[2]. В январе 1913г. состоялся второй Мармарош-Сигетский процесс, по которому привлекли 189 человек, обвиненных в греко-католическом вероисповедании, подстрекательстве, нарушении законов. 3 марта 1914 г . был вынесен приговор 32 обвиняемым. Их приговорили в общей сложности к 39,5 годам тюрьмы[3]. Ещё одним из способов давления было обвинение в шпионаже.
Донос украинского националиста Н. Василько приводит в 1909-1910г к массовому закрытию русинских организаций. В течение Первой мировой войны австро-венгерские власти предприняли более решительные меры по уничтожению «измены».
http://www.rusiny.info/article/98/