В среде белорусской «сьвядомай» интеллигенции (той, что порадикальней) принято считать, что самоназвание «белорусы» нашему народу навязано извне, и что на самом деле мы «литвины». Более конформистски настроенные круги этой же интеллигенции полагают, что термин «литвин» обозначал подданство, а по национальности жители Беларуси были балтами, славянами, евреями, татарами – кем угодно, в общем; всё, что их связывало в единое цело, было подданство Великому князю литовскому.
До начала IV века нашей эры территорию Белоруссии (главным образом, по бассейнам рек Неман, Щара, Буг, Нарев) заселяло балтское население. Причем, на момент прихода славян, довольно многочисленное- о чем свидетельствует тот факт, что и сегодня, зная закономерности наследования устойчивых во времени признаков, можно проследить определенную степень сходства белорусов Гродненской, Витебской и, в меньшей степени, Минской областей с населением восточных районов Литвы и Латвии. Многие их жители — высокорослые, крупно, даже несколько грубовато, сложенные люди с крупными чертами лица, светло-русыми волосами, с серыми или голубыми глазами. Это тип северных европеоидов. Такой тип является преобладающим в западных районах Витебской области, в центральных и северных – Гродненской, то есть проживающих в бассейне верхнего течения Нёмана и рек, в него впадающих. Принёманский край – это Литва древнерусских летописей, и народ, его населяющий – литвины (собирательное наименование нескольких племен балтского происхождения).
Понемонье – наиболее благоприятная, с точки зрения климата, флоры, фауны и хозяйственного потенциала, территория современной Беларуси – посему нет ничего удивительного, что до прихода славян эта территория уже была довольно густо населена. Чего не скажешь о бассейнах Припяти, Березины, Сожа, Днепра – которые значительно уступали Принёманскому краю в плане хозяйственного значения. Многочисленные болота, густые леса, слабые и малоплодородные подзолистые почвы – делали юг, центр и восток современной Беларуси малопригодным для освоения человеком. Тем более – балтами, с их крайне примитивной культурой, живущих в состоянии гомеостаза.
В IV-VI веках на территорию современной Беларуси началось проникновение славянских племен с юга: пришельцы селились, в основном, по берегам рек Черноморского бассейна – Припяти, Сожа, Березины, Друти, Днепра, Ясельды. Эти земли были крайне слабо населены, и местное балтское население довольно быстро переняло обычаи способы хозяйствования пришельцев – а затем и их язык и веру (на тот момент – языческую, с ареопагом богов во главе с Перуном – по литовски «Перунасом»). Славяне принесли с собой культуру земледелия и скотоводства, то есть прибавочный продукт у славян на несколько порядков превышал таковой у туземцев. Поэтому совершенно естественно, что несколько десятков тысяч славян, расселившихся в течении IV-VI веков по бассейнам рек Припять, Днепр, Сож, Западная Двина – очень быстро смогли привить свою культуру, способы хозяйствования, наконец, язык – двухсоттысячному (на момент начала славянской экспансии) населению тогдашней Белоруссии. Произошла культурно-языковая ассимиляция балтов славянами – впрочем, не ставшая этнической. На территории современной Беларуси по-прежнему жили две протонации – с одним языком, способом хозяйствования, религией, но различных по крови.