В то время как жертвоприношения животных действительно практиковались в древнем иудаизме, Танах (Ветхий Завет) и Галаха изображают человеческие жертвоприношения как одно из зол, отделяющих язычников Ханаана от евреев (Втор.12:31, 2Цар.16:3). Евреям запрещалось участвовать в этих ритуалах (Исх.34:15, Лев.20:2, Втор.18:12, Иер.7:31). Фактически, требование ритуальной чистоты запрещало даже нахождение священников (коэнов) в одной комнате с человеческим трупом (Лев.21:11). Потомкам коэнов, согласно религиозным канонам, Галаха запрещает даже заходить на кладбище по сей день.
[править]
Книга Ариэля Тоаффа
В 2006 году Ариэль Тоафф — профессор израильского Бар-Иланского университета, специализирующийся на средневековой еврейской истории, еврей по национальности и сын главного раввина Рима, выпустил книгу «Кровавая Пасха. Евреи Европы и ритуальные убийства» (Pasque di sangue. Ebrei d’Europa e omicidi rituali), в которой утверждается, в Средневековой Италии могла существовать иудейская секта, использовавшая в ритуалах порошок из крови. По его словам, «среди общины ашкенази того времени существовали мыслепреступникские группы, которые были способны совершать такие действия и оправдывать их».
По мнению критиков, тот факт, что гипотеза Тоаффа построена на показаниях, добытых под пытками, сводит к нулю все его дальнейшие построения. В Израиле книга Тоаффа вызвала крайнее возмущение и обсуждалась в Кнессете. Сам Тоафф впоследствии утверждал, что его выводы были неправильно поняты, и он лишь утверждал, что материалы инквизиции не позволяют утверждать, что все подобные процессы были сфальсифицированы.[5][6]
В 2008 году Тоафф постарался «прояснить недоразумение», вызванное предыдущими публикациями о книге, и написал в новом введении к ней: «Евреи не совершали ритуальных убийств, это полностью было христианским стереотипом». «У меня нет сомнений в том, что так называемое „убийство в ритуальных целях“, или „убийство младенцев“, принадлежит к области мифов». Сам текст книги изменён не был; во введении автор разъясняет, что его утверждение о маргинальных ашкеназских группах, которые «могли использовать в ритуалах порошок из высушенной крови», никоим образом не связано с убийствами детей, и что в средние века иудеи и христиане держали в доме подобные порошки в качестве целебного талисмана. По Тоаффу, эту кровь получали за плату от живых доноров, в том числе детей, и высушивали.[7][8]
[править]
Позиция католической церкви
Отношение церкви к обвинениям евреев в ритуальных убийствах и к культам благоговения перед младенцами, которые были предположительно замучены евреями, на протяжении истории бывало различным.
Папа Иннокентий IV в 1247 году издал буллу, отвергающую кровавый навет как низкую и злобную клевету на евреев, «повод, чтобы грабить их и отнимать их имущество».[9] Папа Бенедикт XIV разрешил почитание Андерла фон Ринна (нем. Anderl von Rinn) в виде местного культа, отказавшись, однако, канонизировать его в святые. С другой стороны папа Григорий X отверг подобные обвинения на иудеев[10]. В настоящее время католическая церковь безоговорочно считает подобные обвинения евреев кровавым наветом, в связи с чем культ Симона Трентского был отменён Вторым Ватиканским Собором.
[править]
Позиция православной церкви
В 1991 году Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II, выступая на встрече с группой американских раввинов, сказал:[11]
Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты нашей Церкви — профессор Киевской Духовной академии протоиерей Александр Глаголев и профессор Ленинградской духовной Академии Иван Троицкий твердо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинения евреев в ритуальных убийствах.
Доктор наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета СПГУ Сергей Фирсов отмечает, что «собственно Православная Российская Церковь ни в лице Святейшего Синода, ни в лице своих учёных-богословов, занимавшихся изучением Ветхого Завета, Талмуда, Каббалы, а также историей иудейской религии, ни разу не высказала своей поддержки идее о существовании ритуальных убийств у евреев».[3]
Тем не менее, святые Гавриил Белостокский и Евстратий Печерский были возведены в сан мученика как жертвы ритуальных убийств. Известный экуменист, священник Александр Мень утверждал, что «ни одно официальное постановление православной церкви не поддержало ритуальных наветов на еврейство» и высказал убеждение, что эти святые будут деканонизированы.[12]"