Подобно этому «лежал с Валлой» (Быт. 35:22) – не дай Бог, чтобы спал с нею, но препятствовал ей выполнить супружеские обязанности с отцом, перепутав ложе ради Шхины, которая располагается над местом исполнения заповеди супружества, поэтому удалил Шхину из мира: «Удалил ты супружество[46] отца своего, тогда осквернил ты высшее ложе» (Быт. 49:4). Написано «отложил Валлу, служанку отца своего, и услышал – Израиль, и было сынов Якова 12» (Быт. 35:22) – были в полном составе, не потеряв своих заслуг. Почему сначала (написано) Израиль, а потом Яков? Рувим перепутал постель, воспрепятствовав супружеству, словно опозорил Шхину, находившуюся на том ложе, ибо надо было установить не более 12 колен в мире, а отец хотел родить еще других сынов. Поэтому написано «и услышал[47] – Израиль» – в это имя входят 12 скрывающихся (колен), которые 12 потоков чистого бальзама. «И было сынов Якова 12» – святые колена, установленные Шхиной, подсчитанные как вначале. Если бы (Рувим) сделал то дело[48], не вошел бы в счет (колен). Все же был наказан передачей первородства Иосифу: «Сыны Рувима, первенца Израиля, ибо он первенец, но при осквернении ложа отца своего отдано его первородство Иосифу» (1 Пар. 5:1). Все дела человека оставляют отпечаток перед Всевышним. Яков, находясь ночью с Лией, думал, что она Рахиль, о которой были все его мысли и (желания) сердца. От того соития, первой капли и желания забеременела Лия. Иначе не вошел бы Рувим в число (колен), поэтому не был назван собственным именем, а просто Рувим[49]. Первое желание было к Рахили, поэтому вернулось на свое место – первородство перешло к Иосифу, первенцу Рахили, ибо все дела Всевышнего истинны и справедливы.
Поступок Рувима описан тем же словом, что в случае с сынами Илия, которое автор, вопреки традиции, читает не «лежал», означающими совокупление, а «отложил». Подобная ситуация была с Ноем, кастрированного, по преданию Хамом и Ханааном, чтобы пресечь рождение новых детей, угрожающих нарушение баланса нового мира. Нравы стали гораздо мягче, поэтому Рувим совершил магическое действие с кроватью, препятствуя отцу соединяться со служанкой любимой жены и зачать от нее новых детей. Яков в первую брачную ночь думал, что спит с любимой, поэтому первородство было забрано от Рувима и отдано первенцу Рахили – Иосифу. Имя Израиль включает Якова, имеющего 12 явных колен внизу от жен и служанок, и 12 скрытых колен вверху от Шхины.
Поступок Рувима описан тем же словом, что в случае с сынами Илия, которое автор, вопреки традиции, читает не «лежал», означающими совокупление, а «отложил».
В стихе из Второзакония слово «сердце» написано с двумя буквами бет, означающее двойственность сердца. Служить Творцу следует не только добрым, но и злым намерением. Это возможно, если человек полностью преодолеет стремление тела и души к делам и наслаждениям этого мира, либо, как в случае с царем Давидом, действия совпадают с планом творения.
«Пробудил его с севера и придет, от восхода солнца будет призывать имя мое и попирать владык как глину, как гончар месить грязь» (Ис. 41:25).
Занятия Торой и исполнение заповедей является работой человека в этом мире.
«Вот, постиг мой раб, возвысится и превознесется и очень возвеличится» (Ис. 52:13).
====================================================================
После разрушения Храма померк свет луны, ибо удалилось солнце, и не было дня без проклятий, несчастий и страданий. «Вот, постиг мой раб» – настало время светить луне, здесь тайна веры, когда возникает желание вверху, подобное чувству запаха и концентрации внимания. «Возвысится» – со стороны высшего сияния всех светов, как сказано «поэтому возвысится, чтобы пожалеть вас» (Ис. 30:18). «Превознесется» – со стороны Авраама, «возвеличится» – со стороны Исаака, «очень» – со стороны Якова. И все является одним. В будущем Всевышний произведет высшее действие, чтобы зажечь луну полным светом: «И будет свет луны как свет солнца, а свет солнца будет в 7 раз сильнее света семи дней» (Ис. 30:26) – добавится высший дух, и пробудятся все мертвые в прахе.
«Вот, раб мой станет разумным» (Ис. 52:13)
«Как изумлялись о тебе многие, так был обезображен вид его и облик среди сынов человеческих» (Ис. 52:14)
Любовь и избранничество приносят неисчислимые бедствия, поэтому Израиль среди народов подобен Иосифу среди ненавидящих его братьев.