...тогда на других беспричинно не гадь
http://www.youtube.com/watch?v=VtVio3e_0ow&feature=player_embeddedЦентральные российские СМИ (правильнее их назвать московскими компрадорскими) - это отдельная огромная тема, претендующая на бестселлер. Евгений Фёдоров прошёлся по ней тезисно. Мне тоже не сподручно развёртывать её на широкое полотно (тем более что не так уж и много знаю), но кое-что всё-таки рассказать возьмусь.
Начнём, конечно, с финансирования. Фёдоров не прав, когда говорит, что все СМИ ориентированы на зарабатывание денег и, мол, отсюда и их беспринципность. Да, это красивое такое прикрытие того информационного яда, который они выливают тоннами каждый день: мол, мы зарабатываем деньги, люди это жрут и сами платят, а с нас взятки гладки. Мне не раз приходилось убеждаться в том, что нравственное и доброе востребовано людьми не меньше, и люди готовы за это платить такие же деньги. Однако выгодный миф о том, что грязное привлекает сильнее чистого навязан всему журналистскому сообществу и его внушают любому новичку в профессии. Грязное, стёбное, злое, откровенно - этому да. Чистому, светлому, высокому - нет. Одна из любимейших фраз редакторов - "мало фактуры" - означает, что в тексте слишком много светлого и "банального" и мало "реальных" грязных фактов из жизни: фактура в их понимании - это грязь или откровенная бытовуха (жрачка, шмотки, развлекуха). Я сейчас говорю не о политических изданиях, а обо всех остальных; в политических грязь умножается на откровенную проповедь капиталистьного мыслепреступлениеа.
Итак, внушено, что рынок ориентирован на чернуху и проституцию. Невидимая рука рынка воспринимается в виде рекламодателя. Львиная часть доходов любого СМИ - это деньги главного спонсора (владельца) и реклама. Издание никак (!) не зависит от читателя. То есть вообще никак. Доход от тиражей, которые к тому же официально завышены в 2-3 раза от реальных, - это копейки. На самом деле издателя не волнует, кто будет читать его издание. Ему важно другое - угодить владельцу и подстроиться под рекламодателя. А рекламодатель и владельцы заводов-пароходов в России - это (до недавнего времени) исключительно компрадорская элитка. Что рекламодатель-элитка говорит публиковать, то и публикуют. Если, конечно, владелец не против - такой же хмырь с волосатой лапой. Всё честно, всё по-рыночному.
Следующий уровень - это редакция и формирование редакционной команды, которая и создаёт контент издания. Многим непонятно, как же это так происходит в отсутствии цензуры, что журналисты обслуживают капитал и заказчиков, будучи вроде бы полностью свободными и защищёнными законом. Их же не могут посадить за непослушание или выгнать из-за неправильного текста. Да, безусловно, цензура в современных СМИ внешне менее строгая, официально её вообще нет, но по сути она во сто крат жёстче, чем в Советское время (сравнение не моё, а опытных редакторов, повидавших обе системы). Капиталистьная цензура бьёт рублём и негласным запретом. Ты вполне можешь её нарушить, тем более если у тебя уже есть статус (молодым это почти невозможно). Но за первый раз тебя предупредят, после второго лишат премии или чёрной части зарплаты, которая, к слову, составляет от 30 до 70%, и если ты всё равно не угомонишься, то сначала блокируют публикацию таких материалов через целый ряд механизмов, а потом и уволят с работы за какое-то условное нарушение договора (которых более чем предостаточно в запасе). Плюс поставят на тебе клеймо нерукопожатного, и в "приличное издание" тебе дорога будет заказана.
Здесь необходимо оговорить следующий момент. В отличие опять же от советской системы, которая пыталась тотально контролировать всё информационное поле, капиталистьная система не тотальна и делает ставку только на контроль центральной части поля, самой массовой. Она совершенно не против, чтобы существовали отдельные закоулки и даже вполне себе востребованные ниши оппозиционных изданий, в которых накапливаются люди, не согласные с капиталистьным мыслепреступлениеом. И в этом есть очень хитрый расчёт. Подобные информационные гетто (а их вполне жёстко контролируют, не дают им увеличить финансирование, прессингуют лучших авторов, компрометируют сами издания и т.д.) во многом убивают весь потенциал несогласных антикапиталистьных авторов и изданий. Убивают тем, что делают их маргинальными, никому не нужными. Высмеивают их, выставляют в карикатурном виде. Если и дают отдельным их представителям допуск к большой аудитории, то обязательно в виде этакого брызжущего слюной Анпилова. Чем, безусловно, убивают любой интерес к антикапиталистьным идеям со стороны основной массы трезвомыслящих людей. Маргинализация - это вообще очень страшное состояние для творческих ремесленников. Многие становятся сумасшедшими. Говорю не понаслышке, несколько раз довелось наблюдать эту воочию и больше никогда не хотелось не только работать в оппозиционном издании, но и вращаться в этой тусовке. Профессиональный патриот-маргинал ничем не лучше, профессионального л и бераста.