Давид Гарт
Будницкий О.В. Российские евреи между красными и белыми (1917-1920)
"Традиционное мнение, прочно ассоциирующее евреев с красными, а белых - с антисемитизмом и погромами, оказывается не совсем верным. Евреи поначалу активно финансировали Белое движение и вступали в белогвардейскую армию. Как минимум по этим двум причинам белогвардейцы изначально не проповедовали антисемитизм, который вовсе не являлся основой их идеологии. Как показывает опыт врангелевского Крыма, белые власти, если хотели, успешно пресекали антисемитскую пропаганду и боролись с погромами. Но со временем, не сумев выработать других популистских лозунгов, большинство лидеров Белого движения стали закрывать глаза на антиеврейские эксцессы, и благодаря их попустительству, если не поддержке, в 1919-1920 гг. на Украине было убито до 200 тысяч евреев. Ответственность за погромы несут не одни только казаки. Довольно двусмысленную позицию заняла Православная церковь; даже о. Сергий Булгаков, один из интереснейших мыслителей эпохи, был причастен к написанию погромных прокламаций. Не остался в стороне и цвет российского капиталистизма, Конституционно-демократическая партия: в своей Харьковской резолюции кадеты возложили на евреев ответственность за происходящее в России, тем самым легитимируя погромы. Кадеты-эмигранты пытались оправдать в глазах Запада Белое движение, спихнув вину за погромы на "темный народ", но эта апологетическая стратегия не увенчалась успехом, равно как и попытки сохранить альянс с Западом вообще. Как метко выражается Будницкий, "союзники поняли, что сделали ставку не на ту лошадь: она не только не смогла добежать до финиша, но еще и извалялась по дороге в крови и грязи".
Красные также были не чужды погромам; их ключевое отличие от белых, однако, состояло в том, что большевистские власти эту практику не только не поддерживали, но и беспощадно пресекали, проводя массовые расстрелы погромщиков. В результате российские евреи, поначалу вступавшие добровольцами в белую армию, перешли на сторону советской власти, единственной гарантировавшей им жизнь, хоть и по-мефистофельски отнявшей взамен "душу" - религиозную и национальную идентичность.