"Исламское государство" уже пытается воевать в России
Часть 1
Некоторые из задержанных при подготовке теракта в Москве, как сообщают в ФСБ, прошли подготовку в запрещенной на территории РФ террористической организации «Исламское государство» (ИГ).
Ранее Владимир Путин сказал, что террористическая активность не зависит от действий России в Сирии. По его словам, действовать нужно на опережение. Между тем РФ, судя по всему, основательно подготовилась и к возможным упрекам со стороны исламского мира.
«Был установлен адрес в Москве, по которому периодически пребывали от 6 до 11 человек, часть из которых прошла боевую подготовку в лагерях ИГ на территории Сирии и прибыла в Россию задолго до начала российской военной операции в этой стране», – сообщили в силовом ведомстве. Численность сирийцев там, впрочем, не уточнили.
Теракт, как сообщается, планировалось осуществить в общественном транспорте. В ходе осмотра квартиры террористов было обнаружено самодельное взрывчатое устройство мощностью 5 кг в тротиловом эквиваленте.
Ранее СМИ писали, что по крайней мере трое из десяти задержанных позавчера – выходцы из Сирии. Сообщение ФСБ интересно своим уточнением, что теракт планировался до развертывания РФ военных действий на Ближнем Востоке.
Это, кстати, во многом тематически перекликается и с выступлением российского президента на Генассамблее ООН, и с интервью, которое он вечером в воскресенье дал журналисту Владимиру Соловьеву. Глава государства, в частности, произнес, что опасность террористической активности внутри страны как следствие ударов по боевикам в Сирии действительно существует.
Более того, «она, хочу подчеркнуть, и без активных действий в Сирии существовала. И если бы мы позволили, извините за моветон, «схомячить» эту Сирию, то эти тысячи людей, которые там сейчас бегают с автоматами Калашникова, оказались бы на нашей территории. А так мы, во всяком случае, на дальних подступах, поможем президенту Асаду с ними бороться». Путин констатировал: «Надо на опережение действовать».
Так что сирийская операция, получается, и есть борьба на упреждение. Вчера, кстати, в одной из фракций Сирийской свободной армии, противостоящей Башару Асаду, сообщили, что собираются внедряться в ряды правительственных войск и «ослаблять Россию всеми возможными способами», например, «осуществлением операций с участием смертников из числа внедренных боевиков».
Тут интересны и другие вопросы. К примеру – тема подготовки к последствиям сирийской операции. «Думаю, что условный Патрушев (секретарь Совбеза. – «НГ») деньги получает не просто так – я уж не говорю про ФСБ, – сказал «НГ» член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Они постоянно готовятся к чему-то подобному».
Эксперт упомянул две позиции, касающиеся неосуществленного теракта: «Одна из трактовок – что это чуть ли не провокация со стороны силовиков. Но я так не считаю. Вполне допускаю, что должны были реагировать, отслеживали эту публику, а потом поймали».
Хотя данные, по словам Малашенко, говорят о том, что «теракт был какой-то инфантильный – собрались 10 мужиков, изготовили какое-то самодельное устройство. Если это ИГ – там же профессионалы, могли бы устроить все намного круче. Это смущает. Но ИГ когда-нибудь должно показать, что оно что-то собой представляет».
Опасность, уверен Малашенко, безусловно, сегодня возросла: «Поражает другое: прошло уже более года, но все наши террористы помалкивают. Либо это поломанная инфраструктура, либо ИГ занимается своими делами, либо те, кто может готовить что-то подобное, переехали на Ближний Восток».
После 2012-го, продолжает он, держалась «какая-то подозрительная тишина, которую сложно оценивать: устали, не хотят, готовятся. А делать выводы… То, что терроризм пойдет, – однозначно. Как и где – нужно ждать, причем активность возможна не только в России, но и в Европе. Должно это произойти, в конце концов».