Церковь - дело прибыльное
В настоящее время в России действуют 208 мужских и 235 женских православных монастырей, 12 665 православных приходов и 4696 воскресных школ. Остальные конфессии даже в сумме значительно уступают РПЦ по своему весу: более 4000 мечетей, около 70 синагог, 220 приходов Римско-католической церкви, треть из которых к тому же не имеет своих храмовых зданий. Всего около 20 тыс. объектов - такого количества нет ни у одной монополии в нашей стране.
Площадь церковных сооружений варьируется от 5 до 50 тыс. квадратных метров, земельных участков - от 0,3 до 10 гектаров. Точная инвентаризация до сих пор не проводилась, но общая площадь церковных земель до 1917 года составляла около 7,5 млн акров земли (3 млн га). Стоит учесть, что в Москве, например, стоимость 1 гектара земли составляет 6-7 млн. долларов. Это значит, что после того, как заработает новый закон и РПЦ получит всю собственность религиозного назначения, она превратится в крупнейшего негосударственного собственника земли. Ее имущество можно будет сравнить с собственностью крупнейших российских корпораций - "Газпрома", РАО "ЕЭС России", "РЖД".
Как известно, Церковь не только богоугодное дело, но, как правило, и вполне прибыльное. По словам сотрудницы департамента имущественных и земельных отношений МЭРТ Ольги Соколовой, "мы открываем широкие ворота для хозяйственной деятельности Церкви. Уже заранее придется согласиться с тем, что она станет отчуждать, распродавать приобретенное имущество и заниматься предпринимательством, меняя функциональное назначение приобретенных в собственность религиозных объектов".
Некоторые "духовные отцы" и не скрывают подобных намерений, отмечает газета. Как заявил председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган, "мы не исключаем того, что часть своих помещений можем использовать в коммерческих целях, например, под продовольственные магазины, для того чтобы пополнить бюджет Церкви. Содержать синагоги дорого, а прихожане - бедные люди". Так же настроен глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской, то есть протестантской церкви, Сергей Ряховский: "Для пополнения церковного бюджета мы можем сдать помещения в аренду, например, фондам".
РПЦ хочет вернуть себе земли, заводы и доходные дома
Поправки в закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", по мнению сотрудницы МЭРТ Соколовой, можно будет легко обойти: "Имущество передается в собственность Церкви, а значит, дальше она сможет делать с ним все, что захочет, увязывая любую предпринимательскую деятельность с религиозной идеей". Кроме того, по словам Соколовой, "законопроект все больше приобретает черты реституции. Создается прецедент: мы скоро станем раздавать земли и дома наследникам".
До 1917 года у Церкви было 78 тыс. храмов, монастырей и часовен - почти в четыре раза больше имущества, чем сейчас. По словам заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) епископа Егорьевского Марка, передача Церкви в собственность ее национализированного имущества соответствует "европейскому и мировому опытам, а нынешнее подвешенное состояние имущества мешает развитию приходской и социальной деятельности Церкви". Епископ не видит ничего предосудительного в том, чтобы РПЦ вела активную хозяйственную деятельность и сдавала имущество в аренду в рамках уставных канонов "на благо верующих".
Юрист Московской Патриархии Ксения Чернега напомнила, что до революции в собственности РПЦ помимо богослужебного имущества находились сельскохозяйственные земли, свечные заводы и доходные дома. Она не исключает возможности и их приобретения в будущем, если у РПЦ "появятся соответствующие финансовые возможности".
Причем РПЦ жаждет не просто приобретения новой огромной собственности, но и того, что оно перед этим будет полностью отреставрировано за чужой счет. По словам Чернеги, реставрацию возвращаемых зданий должно взять на себя государство. РПЦ предлагает сохранить религиозным организациям частичное госфинансирование объектов, нуждающихся в дорогостоящем уходе.