
В условиях, когда партизаны постоянно ускользали, командующий войсками во Вьетнаме генерал Уильям Уэстморленд требовал убивать как можно больше. На командиров давили, те давили на подчиненных и, в конце концов, пришли к тому, что любого убитого вьетнамца записывали в партизаны, а о самом убийстве докладывали, как о победе.
«Подразделения страдали от серьезных проблем, связанных с плохой выучкой и недостатком авторитета командных кадров. Уже на уровне взвода командиры позволяли плохое обращение с мирным населением. Некоторые подразделения одиннадцатой бригады были немногим лучше организованных групп головорезов… Сама резня отразила абсолютный террор войны на истощение В такой войне из-за отсутствия целей по захвату территории достижения определяют статистически, считая трупы, увеличение числа которых становится самоцелью» - констатировал участник и исследователь вьетнамской войны Шелби Стентон.
«Мы шли в Сонгми не для убийства мирных жителей. Мы шли туда убивать идеологию, носителями которой были эти - я не знаю, как их назвать, - пешки, винтики, куски плоти...» - писал позднее самый известный участник событий лейтенант Уильям Келли.
Таким образом, психологически рота «С» к дальнейшим событиям была подготовлена. Безвозвратные потери от мин и ловушек, гибель от пули снайпера за два дня до событий штаб-сержанта Джорджа Кокса, пользовавшегося большим авторитетом, и пронизанная призывами «отомстить» речь капитана Медины на поминальной службе, принесли свои плоды. Солдаты были готовы убивать все, что только могло шевелиться.
Разведданные сообщали, что в Сонгми находится штаб батальона вьетконга, а местные жители по утрам уходят на рынок, таким образом, в деревне будут только враги. Позднее
многие участники этой бойни оправдывали себя тем, что поверили разведданным. Хочется
спросить их: должен ли солдат даже в горячке боя, а никакого боя у Сонгми не было, различать противника и годовалого ребенка?
После пятиминутного обстрела деревни артиллерией, солдаты пошли вперед. Как было поздней доказано, стрелять они начали сразу и большая часть взрослых была убита на полях и улицах еще до того, как американцы вошли в деревню. Внутри деревни они кидали в дома зажигательные гранаты и расстреливали жителей. Многих женщин перед смертью подвергали групповым изнасилованиям. Большие группы беглецов, прятавшихся в придорожных канавах, расстреливали из автоматов. Около пятидесяти жителей пытались укрыться в яме, находящейся в конце деревни. Все они были расстреляны по приказу лейтенанта Келли.
