В обществе, основанном на началах коллективизма, на общем владении средствами производства, производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, проявляется здесь как стоимость этих продуктов, как некое присущее им вещественное свойство, потому что теперь, в противоположность капиталистическому обществу, индивидуальный труд уже не окольным путем, а непосредственно существует как составная часть совокупного труда. Выражение "трудовой доход", неприемлемое и в настоящее время из-за своей двусмысленности, теряет таким образом всякий смысл.
Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло. Соответственно этому каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам дает ему. То, что он дал обществу, составляет его индивидуальный трудовой пай. Например, общественный рабочий день представляет собой сумму индивидуальных рабочих часов; индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя - это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нем. Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда. То же самое количество труда, которое он дал обществу в одной форме, он получает обратно в другой форме.
- т. 19, с. 18-19, Критика Готской программы.
В этой системе оплаты труда есть ряд слабых мест, которые особенно обострились в период разложения СССР.
Во первых, оплата за количество труда, например почасовая оплата, никак не связана с пользой этого труда для общества. В результате, общество вынуждено было оплачивать труд, который фактически наносил ущерб обществу, потребляя ресурсы, зарплату и выдавая на выходе соверщенно бесполезный и не востребованный продукт.
Во вторых, оценивают труд люди, а люди, которые относятся к системе управления склонны значительно преувеличивать ценность своего труда, получать за него из закрытых систем распределения товары и продукты, хотя реальный результат труда такого управленца носит разрушительный и тормозящий прогресс характер.
Собственно в период перестройки и были названы указанные причины, которые требовалось устранить, давая частнику инициативу и свободу. Другое дело, что свободу получили не люди созидающего труда, а мошенники, воры, чиновники готовые продать все, что они контролировали как чиновники, лишь бы положить свою долю от украденного в свой карман.