Семь лет чиновники покрывали издевательства над сиротами.
07.07.2006
Дети жаловались на воспитателя-садиста, а их никто не слышал.
Саша дрожал всем телом. Ему опять не разрешили спать на кровати. Свернувшись калачиком на полу, мальчик кутался в грязную простынку.
- Сволочь, обоссался! - В спальную комнату влетел Иван Михайлович Солдатов. - Я твой энурез быстро вылечу!
Бормоча проклятия, педагог принес из кухни полную пластиковую бутылку и стал лить Саше на голову. Восьмилетний худенький мальчишка забился в луже ледяной воды...
Такие педагогические приемы в нижнетагильском детдоме No 3 были нормой в течение семи лет. А воспитатель Иван Солдатов все это время получал почетные грамоты от местных чиновников и считался одним из лучших педагогов района. Почему о зверствах Солдатова молчали директор, сотрудники детдома и воспитанники? Чтобы это выяснить, я отправился на Урал.
Детский дом пыток
Нижний Тагил строился вокруг заводов. Из-за мрачных, побуревших от времени металлоконструкций выглядывают золоченые купола церквушек. Любая из пыльных перелатанных дорог обязательно ведет к какому-нибудь металлургическому комбинату или на худой конец асфальтобетонному заводу. И названия улиц здесь соответствующие: Индустриальная, Тагилстроевская, Металлургов... Улицы Цементной на карте нет. Как нет теперь и коррекционного детского дома No 3 по адресу Цементная, 8. Cирот-олигофренов разбросали по другим приютам Нижнего Тагила.
В тенистом дворике детдома теперь тихо. Ворота хоть и открыты настежь, все равно детвора из соседних жилых двухэтажек обходит это место стороной... Наверное, о такой тишине мечтал Иван Солдатов, заставляя 15-летнего Мишу Селина с восьми вечера до трех ночи сидеть на корточках с вытянутыми руками. Подросток был наказан за то, что громко засмеялся в присутствии воспитателя...
Напротив двухэтажного здания, где жили сироты, - заколоченный сарай. На плоской крыше беззаботно воркуют голуби. А год назад, корчась от боли и хватаясь за стены, из сарая выползал Дима Востриков. Солдатов отдубасил его табуреткой. Уже запыхавшись, воспитатель с воплем «Сморчок, твою мать!» плюнул ему прямо в лицо. Так и оставил рыдающего Димку на цементном полу. Это было уже вечером. А весь день мальчишка по приказу Ивана Михайловича разгуливал по детдому в женском платье.
Впрочем, Дима Востриков оказался стойким парнем. Он поражал следователей своим равнодушием, когда перечислял все зверства Солдатова. За семь лет они для мальчишки стали нормой. Первоклассник Андрюша Жадик был куда слабее. Восемь лет назад его нашли в том же сарае с петлей на шее.
Педагог-рецидивист
Пять томов уголовного дела Солдатова меня потрясли. Не описаниями «педагогических приемов» воспитателя-садиста, нет... А тем, что, оказывается, стать педагогом в нашей стране может любой человек с улицы. Когда Солдатов в 91-м году устроился воспитателем, у него за плечами было только 10 классов общеобразовательной школы. Перед тем как прийти в детдом, Солдатов был простым работягой на заводе теплоизоляционных изделий. Буквально от станка этого новоиспеченного Макаренко поставили учителем труда в 31-ю нижнетагильскую коррекционную школу-интернат. Дальнейшая карьера Солдатова удивляет еще больше. В 1998-м он вдруг увольняется из школы-интерната. Но за формулировкой «по собственному желанию» всплывает занимательная история.
- На самом деле Ивана Солдатова уволили за то, что он избивал детей, - вспомнила учительница русского языка и литературы Галина Пирогова, работавшая в то время вместе с Солдатовым в 31-й школе-интернате. - Я сама видела, как он в коридоре душил одного воспитанника шнурком от крестика. Директор наш тогда вызвал к себе Солдатова и предложил уйти. Пожалел: разрешил написать заявление «по собственному желанию».
А Иван Михайлович скорее даже пошел на повышение. Его с радостью приняла к себе на должность воспитателя директор коррекционного детского дома No 3 Любовь Андрияновна в девичестве Шарова, а в замужестве... Солдатова!