Международное сообщество завидует израильскому хайтеку. Интервью с Робертом Илатовы
15 октября в Димоне будет заложен первый камень здания факультета кибернетики и космонавтики. Его возведение – часть более широкого государственного проекта создания в Восточном Негеве израильской "силиконовой долины", призванной изменить лицо этой части Израиля.
Об этом проекте NEWSru.co.il рассказал председатель парламентского лобби в поддержку высоких технологий Роберт Илатов (НДИ). Депутат, выступивший инициатором проекта, также пояснил, почему Израиль по праву называют "нацией старт-апов".
Что из себя будет представлять новый факультет?
На данном этапе совместно с Институтом Неэмана при Технионе мы разрабатываем программу обучения на факультете. Я надеюсь, что он станет отделением факультета аэронавтики и космонавтики Техниона, с уклоном в сторону кибернетики.
В течение года институт должен представить подробную программу – причем не только академическую. Нужно определить, как это будет выглядеть и работать, кто будет преподавать. Возможно, факультет будет существовать под эгидой не только Техниона, но и, скажем, университета Бен-Гурион. Коалиционные соглашения предусматривают выделение средств на реализацию этой программы.
О каких суммах идет речь?
В 2013-2014 годах на запуск проекта кибернетической долины выделено 15 миллионов шекелей. Эти средства будут затрачены на разработку академической программы, проектирование, создание управления по созданию кибернетической долины. Этому управлению предстоит координировать взаимоотношения между всеми структурами – государственными, муниципальными, академическими, частными инвесторами. Будет разработана специальная программа по привлечению инвесторов. Так что это многосторонний проект, и без специального управления не обойтись. Требуется полная взаимосвязь между государственными учреждениями, армией и академией.
Определены ли сроки реализации этих проектов?
В принципе, сейчас мы начинаем создавать управление. В течение ближайших месяцев должна быть разработана оперативная программа, определены ее участники. Создается организационная комиссия, в которую войдут представители министерств и муниципалитета. Я думаю, что запуск этого проекта займет около двух лет – в этот период мы уже увидим определенные результаты.
То есть к 2015-2016 годам окрестности Димоны начнут превращаться в силиконовую долину Негева?
Может быть, и раньше. Я надеюсь, что инвесторы будут опережать нас на шаг – ведь им значительно проще принять решение в совете директоров, а в государственных структурах немало бюрократии. Но в принципе, со стратегической точки зрения, такой проект помогает остановить утечку мозгов из Израиля и создать дополнительные научные и производственные ресурсы.
Не забывайте, что речь идет о Негеве, районе с непростой экономической ситуацией. Проект станет одним из магнитов, который должен притянуть туда инвесторов, государственные структуры, армию и другие организации, заинтересованные в защите своих информационных систем.
Ощущаете ли вы заинтересованность крупных израильских и иностранных компаний? Есть ли проекты, подобные заводу Intel в Кирьят-Гате?
Завод Intel – не самый удачный пример, поскольку он занимается массовым производством. Но есть заинтересованность десятков компаний. Их основная проблема – нехватка работников из-за утечки мозгов. Рабочая сила стоит очень дорого. И они попросили, в первую очередь, основать академический поток, чтобы подготовить специалистов в этой области. Они готовы прибыть в Димону, чтобы разрабатывать свои технологии с помощью израильских специалистов.
Если я вас правильно понял, вы планируете создать зону хайтек-теплиц. В Димоне будет сделан упор не на производство, а на разработки…
Там будет исследовательский институт, будут теплицы, задача которых – превратить институтские исследования в конкретные разработки. Мы также намерены создать интернат для особо одаренных детей, в котором будет и проект для слабых слоев населения. Детям, прошедшим экзамены на физико-математическое направление, будет выдаваться специальная помощь. После школы они пойдут в армию по этим направлениям, а потом будут возвращаться на наш факультет. Такая вот самоподпитывающаяся "экосистема".
Почему была выбрана именно Димона? В Израиле уже есть "силиконовая долина" – между Тель-Авивом и Нетанией. Почему она не была использована как база?
Есть такие районы и в Хайфе, и в Иерусалиме, и в Кирьят-Гате. Но нет такого, который бы создавался по генеральному плану, так, чтобы обеспечить правильное развитие. У Израиля есть технологическое превосходство над многими странами, мы уступаем разве что США, возможно – в чем-то Германии и Японии. Есть области, где мы мировые лидеры.