"У Биньямина Нетаниягу есть свои условия для Махмуда Аббаса: он хочет, чтобы палестинцы признали право Израиля на существование, как еврейского демократического государства. Лишь после выполнения этого условия правительство Нетаниягу вернется к мирным переговорам – так же на своих принципах. "
Признать «Государство Израиль» от палестинцев не требуют. В конце концов, они уже сделали это в Ословском соглашении – несмотря на то, что Израиль до сих пор не признал права палестинцев на свое государство, определенное Зеленой чертой.
Нет, правительство Израиля требует большего: палестинцы должны признать Израиль как «еврейское государство».
Требуют ли США, чтобы их признавали «христианским» или «англосаксонским» государством? Разве Сталин настаивал на том, чтобы США признали Советский Союз «коммунистическим государством»? Есть ли вообще хоть один прецедент, чтобы страна настаивала на признании ее внутреннего режима?
Такое требование вздорно само по себе. И это легко можно доказать от противного.
Что такое «еврейское государство»? Этого никто и никогда еще не растолковал. Является ли оно государством, большинство жителей которого – евреи? Или это «государство еврейского народа» – то есть евреев из Бруклина, Парижа и Москвы? Или это государство «еврейской религии», а если так, то принадлежит ли оно и светским евреям? А, возможно, оно принадлежит только евреям по Закону о возвращении, то есть тем, у кого мать еврейка и кто не перешел в другую веру?
Эти вопросы остаются неотвеченными. Так почему же от палестинцев требуют признать то, о чем между самими евреями нет согласия?
Согласно официальной доктрине, Израиль «есть еврейское и демократическое государство». Но что, если, согласно демократическим принципам, в один прекрасный день восторжествует моя точка зрения и Израиль станет «Государством Израиль», принадлежащим всем его гражданам – и только им? (Ведь, в конце концов, США принадлежат всем своим гражданам, включая испано-американцев, афро-американцев, не говоря об «урожденных американцах»).
Но загвоздка, конечно, в том, что эта формула совершенно неприемлема для палестинцев, потому что оскорбительна для полутора миллионов из них, являющихся гражданами Израиля, и определение «еврейское государство» автоматически превращает их, в лучшем случае, в граждан второго сорта. Если бы Махмуд Аббас и его коллеги согласились с таким требованием, они воткнули бы нож в спину своим же родичам.
Нетаньягу и компания, конечно, это прекрасно понимают. И выдвигают это требование совсем не для того, чтобы оно было принято. Они надеются с помощью такой уловки уклониться от обязанности начать содержательные переговоры.