Благотворительность, шнорерай и воровство
(в сокращении)
Речь идёт об особой категории организаций и людей, которые добывают средства на решение различных как общественных (иногда), так и, в основном, собственных проблем. Подчас, это действительно неотложные "горящие" проблемы, но только подчас.
Отдельные группы и личности зарабатывают этим способом на создание разного рода "виртуальных" компаний..., организаций, в том числе, израильских добровольных обществ - "амутот", зачастую ориентируясь на личные выгоды.
Многих добровольных спонсоров, жертвователей весьма беспокоит, а подчас и останавливает, отсутствие прозрачности в расходовании поступающих средств.
Даже с учетом денег "прилипающих" к рукам сборщиков, собранные суммы подчас сравнимы с бюджетом небольшого государства третьего мира. Кстати, у Израиля немаленький годовой бюджет. Как свидетельствуют наши видные экономисты, если бы этот бюджет распределяли разумно, то не нужно было ездить по миру с протянутой рукой.
На собранные деньги, наряду с другим их использованием, в Израиле как уже отмечалось, организуются различные добровольные общества - амуты, в помощь обороне, науке, искусству, спорту, репатриантам, медицине и многие другие, официальной целью которых, помимо основной, не является получение прибыли. Амута - организация, основанная, как минимум, двумя юридическими лицами, которыми могут быть частные лица, компании и т.д. Амута, ставящая перед собой общественную цель, может получить статус общественной организации, которая согласно закону о налогообложении, предоставляет лицам -жертвователям, скидку на налог в размере 35% от суммы пожертвования. Что касается благотворительных фондов и организаций, в том числе, подозреваемых в неправомерном расходовании поступающих средств, то законодательство обязывает их ежегодно публиковать отчет о своей деятельности. Вообще, бухгалтерский отчет амутот заметно отличается от отчетов обычных компаний. Например, требуется ведение отчетности по пожертвованиям, которые иногда тяжело учесть, т.е. не только денег, но и других материальных ценностей.
Некоторые амуты, по их пользе делу, можно примерно разделить на несколько специфических групп.
Первая из них, это амуты (амутоты), действующие в соответствии с Уставом и Законом и, приносящие несомненную пользу, т.е., осуществляющие конкретные дела и конкретную помощь нуждающимся в ней.
Вторые, в основном и целенаправленно создаются, как кормушки, куда в качестве администраторов набирают сотрудников из числа родственников и знакомых, им назначают приличную зарплату, а на основное дело, ради которого будто бы амута создавалась, остаются крохи, на которые уже ничего полезного сделать невозможно.
К амутам второго типа, правда, с некоторой "натяжкой", можно отнести и так называемые технологические теплицы, появившиеся в начале 90-х под эгидой Министерства промышленности и торговли, т.е. государство принимало на себя известный риск, связанный с исследовательской деятельностью в промышленности. Это участие выражалось, наряду с инвестициями "со стороны", в предоставлении субсидий, которые предположительно должны были окупиться результатами исследований.
По замыслу, теплицы должны были создавать "тепличные" условия для развития научно-исследовательской инициативы репатриантов. Целый ряд теплиц действительно имел серьезные разработки, на основе которых иногда удавалось создать фирмы. Но, как правило, в таких теплицах, где идейные вдохновители, т.е. авторы-разработчики были репатрианты, все административные должности -синекуры, были отданы (или захвачены) коренным израильтянам, если и представляющим себе проблему, то весьма отдаленно, но зато имеющим "нужных людей" в соответствующих ведомствах. В фирмы, созданные на основе перспективных, иногда, запатентованных "тепличных" разработок, вкладывали деньги и зарубежные инвесторы. Об эффективности инвестиций вряд ли можно судить по числу функционирующих фирм, так как многие из них продолжают существовать лишь на бумаге (не потому ли, что администраторы рассматривали свою работу как кормушку), а числящиеся их работниками репатрианты давно работают в других местах или же получают пособия от Института национального страхования.
Один из многих примеров спонсирования, финансирования и попыток работы аналогичной организации описан Ф.-А. Кочубиевским ("Путь в Израиль") в нескольких номерах газеты "Мост".
Характерным примером второго типа организаций является Фонд социальной помощи жертвам нацизма, получающий немалые, причем ежегодно растущие суммы из-за рубежа, расстрачиваемые, в основном, на зарплату ее сотрудникам и особенно на непомерно высокую зарплату (больше чем у министров) ее председателю. На основную же ее деятельность используются мизерные суммы.