Информационная война: от листовки до твиттераПодполковник А. Бобров
Период конца XIX - начала XX века прошел под знаком геополитики, когда основной акцент при захвате чужих территорий делался на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов. Современный этап можно охарактеризовать как век геоэкономики, когда судьбы стран во многом зависят от уровня производительности труда, потоков ресурсов, биржевых и финансовых инструментов. В то же время, как полагает ряд зарубежных экспертов, на смену геоэкономике приходит век геокультуры. В нем уже не отдельные страны, а разные цивилизации отстаивают свои смыслы, ценности и тип жизнеустройства. При этом перспективы цивилизаций во многом будут определяться тем, насколько эффективно они готовы к противоборству в информационно-психологической сфере.
Основная цель войны в данной области состоит в воздействии на общественное сознание таким образом, чтобы управлять людьми, заставить противоположную сторону действовать вопреки своим интересам или в более широком смысле - обеспечить себе возможность управлять поведением общественных масс. Особое значение при этом приобретает целенаправленное использование СМИ.
Информационное противоборство в современную эпоху. Скорость распространения информационных и телекоммуникационных технологий позволяет говорить о "цифровой революции", распространившейся на все сферы общественной жизни. Так, чтобы охватить 50 млн человек, радио понадобилось 38 лет, а телевидению - 13. Всего лишь за четыре года столько же людей стали использовать Интернет. В 1998 году к глобальной сети было подключено 143 млн человек, к 2001-му число пользователей возросло до 700 млн, а к концу 2012-го достигло 3,5 млрд человек, то есть почти половины населения Земли.
Кроме того, повсеместное распространение получили системы спутникового телевидения и связи, ускорился процесс
"поглощения" Интернетом обычных (печатных, радио и телевизионных) СМИ. Данные тенденции привели к стиранию информационных границ и глобализации информационного пространства.
Столь внушительные изменения вынуждают руководство ведущих мировых держав пересматривать свои подходы к ведению внутренней и внешней политики. В свою очередь, это приводит к возникновению военных концепций, призванных обеспечить победу в изменившихся условиях, с качественно обновленным арсеналом сил и средств борьбы.
Информационно-сетевая война. Научно-технический прогресс в области информационных технологий, развитие СМИ и успехи психологии в сфере изучения поведения людей стерли национальные границы в информационном пространстве и создали беспрецедентные возможности для подавления противника с помощью нетрадиционных средств поражения, не вызывающих физических разрушений.
1. Перенос агрессии из военно-географического пространства в информационно-сетевое поле. Это наглядно подтверждает пример "арабской весны". Смена политических режимов в Тунисе и Египте была осуществлена без непосредственного боевого соприкосновения заинтересованных сторон. Революционные изменения были спровоцированы информационными атаками из социальных сетей "Твиттер" и "Фейсбук" посредством рассылки сообщений о намечающихся митингах и протестных акциях на электронную почту и мобильные телефоны пользователей. Это позволило провокаторам собирать критическую массу людей в нужное время и в нужном месте. При этом спецслужбы арабских государств были не в силах предотвратить рассылку подстрекательских сообщений, поскольку не имели возможности доступа к управляющим серверам социальных сетей, находящимся на территории и под контролем спецслужб США.
Подобный сценарий развития конфликта был разыгран и в Ливии. Однако для смены режима М. Каддафи, пользовавшегося поддержкой значительной части населения, "твиттерных провокаций" оказалось недостаточно.
5. Необратимость последствий информационно-сетевой войны. Это объясняется тем, что в результате воздействия, направленного на ментальное пространство нации, происходит замещение традиционных базовых ценностей общества морально-психологическими установками агрессора. Побежденная нация утрачивает способность к самоидентификации и постепенно становится частью чуждой ей цивилизации.
Разрушительная мощь информационно-психологического воздействия в современных условиях настолько велика, что ставит под сомнение не только независимость побежденного государства, но и сам факт существования его народов как национальной общности.
http://pentagonus.ru/publ/105