Линия раздела между Востоком и Западом проходит по отношению к природе, к жизни. Говоря иными словами, это две родовые формы существования человечества – положительная (территориально-этническая) и отрицательная (производственно-национальная): Восток – сельская цивилизация, существование человечества в природе, утверждение власти над нею, Запад – городская цивилизация, существование человечества вне природы, ее отрицание и построение цивилизации искусственного типа, некоей машинерии. Суть Востока – утверждение, и это идеология власти. Суть Запада – отрицание и это идеология общества, которое также отрицает и власть, ставя на место силы – интеллект, на место силового принуждения – идеологию, закон. Если русский мужик мог позволить себе своеобразное хамство и пренебрежительно отнестись к пароходу и идейно-прагматической интеллигенции, то русским мыслителям было не столь просто в сфере идеологии, где они столкнулись с мощной идеологической западной тенденцией – отрицанием власти. Если задаться вопросом: а что сделало Толстого и Достоевского такими великими, почему именно эти два писателя стали нашим знаменем и символом русского народа в мировой культуре. Неужели это - достигнутый ими профессионализм в литературе, какое особое литературное мастерство, некие постигнутые ими законы творчества? Нет, Толстого и Достоевского сделала столь великими русская идея, которую по-другому можно сформулировать как отказ от отрицания, в том числе и от капиталистьно-идеологического отрицания власти. Действительно, Толстой всю жизнь оставался ребенком, который мечтал об единстве человечества, о муравейных братьях и даже выработал теорию непротивления злу насилием – эту предтечу русской идеи. Толстой чувствовал, что он близок разрешению этого проклятого вопроса современности – вопроса об идеологическом разделении людей. Дневники его последних лет потрясают жаждой и накалом идеологической борьбы с самим собой: размышления о Боге, поиски ответов, духовная жажда ощутимы в его последних дневниках почти физически. Его трагический уход из дома и всемирно-известная смерть на небольшой станции потрясли весь мир. Толстой потерпел поражение в этой борьбе, но ушел достойно, как говорили древние римляне, пал в бою и его унесли «на щите». Это так сказать московская трагедия, которая выразилась с восточной силой утверждения. Не менее выразительна и другая трагедия, Ленинградская. Свое появление в литературе Достоевский ознаменовал романом «Бедные люди», который потряс Некрасова и Григоровича. Потряс настолько, что эти два знаменитых человека глубокой, но по-Ленинградски белой ночью ворвались в дом неизвестного молодого писателя, чтобы поделиться своими впечатлениями от его произведения. Как Ленинградский феномен поразительно другое, сравнительно малоизвестное произведение Достоевского. Я имею ввиду повесть «Двойник», где зафиксировано расщепление сознания человека между тем, что он чувствует и тем, что происходит в действительности. Сформулирую это противоречие как противоречие между человеком Востока – чувствующим и человеком Запада – мыслящим, как противоречие между подсознанием и сознанием. В Ленинграде это противоречие в одном человеке оборачивается своеобразным местным феноменом – почти шизофреническим расщеплением сознания. Как известно, Достоевский прошел искус общественного отрицания власти – занятия в кружке революционера Петрашевского, привели к аресту кружка и даже казни, где Достоевский пережил духовный катарсис. В двух шагах от могилы царь даровал помилование и жизнь, смерть была заменена каторгой. На каторге Достоевский, как это ни странно, ожил и начал духовно преодолевать болезнь отрицания. Помогло этому близкое соприкосновение с русским народом. Русская идея - это ведь именно термин Федора Михайловича. Отказ от отрицания власти, от отрицания веры есть возвращение веры в жизнь и даже веры в чудо. Западное сознание чересчур рационалистично, механично и своим вниманием к вещественному поневоле отрицает веру в жизнь. Своеобразие Достоевского как писателя – это самый наш, если так можно сказать, идеологический писатель, как впрочем и Толстой. За живыми действующими лицами его романов – идеология и борьба с нею, вернее противопоставление живых людей людям мертвым - идейным. Характерно, что роман «Бесы» - это роман о людях, одержимых идеями и не видящими жизнь и людей, все сделавших средством для достижения своих целей. Родион Раскольников, князь Мышкин и братья Карамазовы – за живыми и почти реальными персонажами книг Достоевского обозначается русская идея: борьба с отрицанием, борьба с идеалистической идеологией.
Окончание приложения