Сталинские палачи-рекордсмены
А вот палачи поменьше рангом, всего по несколько сотен собственноручно расстрелянных, бывало, заканчивали тоже расстрелом. Показательна тут судьба НКВДшников, участвовавших в массовом расстреле так называемого «Соловецкого этапа» в карельском городке Сандармохе, где погибло около 2 000 трупов, в октябре 1937 года.
Расстрелы начались 27 октября, затем был перерыв четыре дня, потому что главный палач Матвеев запил, расстроившись из-за побега одного заключенного, его вскоре поймали и расстреляли.
Первого ноября расстрелы возобновились и продолжались до 4 ноября. По окончании операции одни палачи были награждены, другие арестованы.
Например, приказом по УНКВД ЛО от 20 декабря 1937 года «За «самоотверженную работу по борьбе с контрреволюцией» был награжден ценным подарком, а именно – радиолой с пластинками – главный убийца Соловецкого этапа Матвеев, другие члены опербригады, работавшей с Матвеевым, награждены пистолетами Коровина и часами.
Большинство же сотрудников, участвовавших или имевших отношение к расстрелам Соловецкого этапа, были арестованы и этапированы в Москву.
Это были: начальник 10-го тюремного отдела ГУГБ НКВД СССР москвич Николай (Лука) Антонов-Грисюк, еще один москвич, старший майор госбезопасности, зам. наркома водного транспорта Вейншток Яков Маркович.
Арестован специально вызванный на операцию из Карлага начальник 2-го отдела Карагандинского ИТЛ Круковский Всеволод Михайлович; был арестован и доставлен в Москву прокурор Ленинградской области, член тройки Позерн Б.П. Все они были в Москве осуждены, расстреляны и доставлены для кремации в Донской крематорий как шпионы и диверсанты.
Интересно, что стрелял в них, некогда бывших его сослуживцами, тот самый Василий Михайлович Блохин.
Все эти расстрелянные НКВДшники, будучи сами палачами, – в разные годы – реабилитированы.
Главный исполнитель расстрелов Соловецкого этапа в Сандормохе Матвеев с санкции Л.П.Берии через полтора года, в марте 1939 года, всё же был арестован, так называемая «бериевская чистка рядов».
Судьба Матвеева, в отличие от многих других соловецких палачей, сложилась благополучно. Военным трибуналом войск НКВД ЛВО он был осужден по ст. 193-17«а» УК РСФСР на 10 лет ИТЛ. Но при пересмотре дела Военной коллегией Верховного суда СССР срок ему снизили до 3 лет.
Наград не лишили. Отбывал он наказание на Волголаге, к тому же его освободили досрочно.
Во время войны он уже занимал должность начальника внутренней тюрьмы УНКГБ; к его прежним наградам добавился орден Ленина. Иногда возвращался к своему ремеслу – стрелял осуждённых.
Он умер своей смертью уже при Брежневе.
Ещё один соловецкий палач Гарин, всего около 400 лично расстрелянных, весной 1938 года был переведён начальником лагеря в Карелию, в 1940-м – умер от сердечного приступа, зато похоронен с почестями в Москве на Новодевичьем кладбище.
Палач Раевский, расстрелял около 300 человек, был арестован с санкции Л.П.Берии как «один из руководителей контрреволюционной повстанческой организации, существовавшей среди лагерников на острове Соловки», отбывал наказание в Унжлаге, где заведовал изолятором на штрафном пункте. После хрущёвской реабилитации восстановлен в звании подполковника.
Палач Коллегов, также проходивший по этому делу и тоже в итоге расстрелянный,реабилитирован в 1959-м.
Сталинские палачи-рекордсмены
Все эти палачи сегодня тоже считаются «жертвами сталинских репрессий»!
Кто-то занесён в залы славы ФСБ!
Так можно ли сравнивать сталинский режим с гитлеровским? Несомненно![/b]



Василий Блохин

Магго похоронен на Новодевичьем кладбище, время от времени кто-то наносит на его гробницу надпись «палач».




Справка на трупы, подписанная Блохиным