- Вагнер не был единственным антисемитом в мире искусства, - говорит Эхуд Гросс. - Перечислю только некоторых из его "единомышленников": Шопен, Бетховен, Лист, Рахманинов, Вольтер и многие другие. Всем этим людям принадлежат яркие высказывания, не оставляющие сомнения в их антисемитских воззрениях. Уильям Шекспир написал вполне антисемитскую комедию "Венецианский купец". Тем не менее, никто не протестует против исполнения сочинений этих великих деятелей культуры.
- Вагнер умер за пятьдесят лет до прихода нацистов к власти, и, понятное дело, никак не мог с ними сотрудничать, - говорит Гросс. - Его статьи и музыкальные произведения были горячо любимы фашистами, но он тоже не избежал их гнева. Третий рейх запретил к постановке тетралогию "Кольцо Нибелунга". Вагнер был был музыкальным учителем многих замечательных композиторов - Малера, Шенберга, Брукнера, высоко ценивших его творчество.
Надо помнить, что за нами, евреями, следит весь мир.
Если мы позволяем себе исполнять музыку композитора, столь люто нас ненавидевшего, мы тем самым подаем пример всему остальному человечеству.- Но ведь у нас демократическое общество, и тот, кто не хочет слушать музыку Вагнера, может просто не приходить на концерты.
- Музыку Вагнера могут слушать все, кто хочет. Мы ведь не боремся за то, чтобы диски с записями его опер изымались из музыкальных магазинов. Мы лишь против того, чтобы израильский оркестр, получающий субсидии из государственных или муниципальных фондов, исполнял музыку композитора, являющегося символом антисемитизма. У нас в стране - свобода слова, но ведь до определенных границ!
- После Катастрофы прошло много лет и вместе с временем сгладились символы, характеризующие эпоху Гитлера, - считает Эхуд Гросс. - Автомобиль "Фольксваген" - плод фантазии фюрера, лично начертившего схему будущего "жучка", - стал одним из самых популярных в Израиле.
Президент Германии выступает с трибуны кнессета на немецком языке - самом главном символе режима нацистов.- Мы ведь не против немцев, - говорит Эфраим Зурофф. -
Раскаявшиеся немцы перестали быть нашими врагами, поэтому мы ничего не имеем против немецкого языка, звучащего с трибуны кнессета, - на нем произносит речь человек, убежденный в том, что на нем и на его народе лежит ответственность за Катастрофу. А что касается немецких товаров, то здесь каждый решает сам. Ведь есть люди, которые не покупают продукцию, выпущенную в Германии.
- О том, что исполнение Вагнера не было рекламным трюком, говорит тот факт, что мы даже не опубликовали объявление о концерте в газетах, - утверждает Гросс. - Мы не хотели бури. Скандал раздули те, кто подал на нас в суд. Ведь общепризнанно, что музыка Вагнера является одной из вершин мировой культуры.
Наконец, мы предложили всем, кто не хочет слушать музыку Вагнера, выйти из зала. И тот, кто не хотел, - вышел.
И в заключение - мнение Михаэля Айзенштадта, заведующего литературной частью Новой израильской оперы. Исполнение опер Вагнера этим коллективом - лишь дело времени.
- Два года назад, - говорит Айзенштадт, - мы провели публичную дискуссию на эту тему, и тогда выяснилось, что в нашей стране по-прежнему есть много людей, которые протестуют против исполнения Вагнера в Израиле. И мы приняли решение, что сейчас не время осуществлять постановку его опер. Этот день придет, но когда - пока сказать трудно. Возможно, что исполнение Вагнера другими коллективами приблизит этот момент. Так случилось и с Рихардом Штраусом. Сначала начали исполнять его симфонические произведения, а потом Штраус пришел и в нашу оперу.
- Есть мнение, что оперы Вагнера слишком сложны для Новой израильской оперы. 
- После того как мы исполнили "Электру" Штрауса и получили восторженную критику на оперном фестивале в Финляндии, я уверен, что и Вагнер возможно нам будет под силу.
Итак, вторая попытка исполнить Вагнера в Израиль состоялась.