Религиозный фундаментализм, рыжая корова и конец света
Ч.1.
В начале апреля 2002 года на небольшой ферме в Израиле появилась на свет рыжая тёлка[1]. Несмотря на то, что это событие было отмечено многими средствами массовой информации, оно прошло почти незамеченным для большинства людей. Казалось бы, что тут необычного: родилась корова, обыкновенного размера, с четырьмя ногами, одной головой, с хвостом - всё как полагается. Почему же её появление было встречено с таким энтузиазмом людьми, ожидающими с нетерпением конца света, предсказанного многими религиозными текстами? Какое отношение может иметь корова к возможной ядерной катастрофе и другим катаклизмам, угрожающим гибелью одной трети населения земли и распадом человеческой цивилизации?
Чтобы ответить на этот вопрос, начнём с 1830-х годов, времени зарождения диспенсационализма - учения о различных "этапах спасения", в которых Бог являет себя откровениями. Владислав Иванов в своем труде "Богословие Армагеддона: История возникновения учения"[2] объясняет, что основная идея диспенсационализма заключается в том, что Бог работает с человеком поступательно, постепенно возлагая всё меньшую ответственность на самого человека. Путь к спасению лежит только через веру. Государство Израиль занимает центральное место в учении диспенсационализма, согласно которому у Бога есть два различных плана для двух групп избранных: один для Земного Царства, Израиля, другой - для Царства Небесного, христианской церкви. Эти Царства сольются воедино лишь при наступлении Конца Света.
Диспенсационалисты верят, что в Ветхом Завете Бог обещал еврейскому народу Земное Царство, но они, отвергнув Христа, от него отказались, и поэтому выполнение обещания было отложено до Конца Света, когда все истинно верующие, в том числе 144000 евреев, обратившихся в христианство, получат долгожданное тысячелетнее правление Мессии после смутных времен гонений, испытаний, Антихриста и Армагеддона, по истечении которых по крайней мере треть человечества погибнет, включая всех остальных евреев, которые не пожелают перейти в христианство. Отец диспенсационализма, ирландец Джон Нельсон Дарби, много ездил по Америке, проповедуя свои идеи, звучавшие для того времени довольно оригинально. Они запали в душу некоторым влиятельным американцам, среди которых был Сайрус Скофильд, составитель знаменитой "Аннотированной библии Скофильда", разошедшейся во многих миллионах экземпляров и широко используемой до сих пор. В свою библию Скофильд включил пояснения, толкующие многие места писания как предсказания современных ему событий[3]. Невозможно переооценить влияние этой библии на американцев.
Христианская эсхатология, то есть учение о конце света, имеет свои
истоки в иудейской традиции, согласно которой Мессия придёт, чтобы собрать евреев в Израиле и, поработив неевреев, царствовать над миром и исполнять обязанности первосвященника в восстановленном Иерусалимском храме. По ортодоксальной иудейской традиции третий Иерусалимский храм (первый храм был разрушен в 586 г. до н.э. вавилонянами, а второй в 70 г. н.э. римлянами) будет построен самим Мессией. Правоверные евреи считают, что земное государство Израиль является еретическим, так как насильственное установление еврейского государства до пришествия Мессии - против Бога и еврейского закона, а их прямой долг в ожидании Мессии - совершенствовать себя и строить духовное царство Израиля, потому что только Мессия сможет построить царство Израиля на земле. Некоторые из них, являясь принципиально антисионистами, участвуют в акциях протеста против государства Израиль и его политики по отношению к палестинцам (например, ультраортодоксальное движение Нетурей карта[4]), но большинство религиозных евреев относятся к сионизму нейтрально, отрицая лишь его теологическую функцию. Есть же небольшая
группа фанатиков, находящихся под влиянием мистического учения каббалы, которые верят в то, что Мессия придёт только после того, как Иерусалимский храм будет восстановлен на том самом месте, где он предположительно стоял, то есть на горе Мориа. (Гора Мориа, или "Храмовая гора"[5], опоясана каменным кольцом, а её западная стена известна как "Стена плача".) Эти фанатики-радикалы считают, что они обязаны активно способствовать приходу Мессии организацией земного еврейского государства, восстановлением контроля над "Храмовой горой" и даже строительством самого храма[6].