Вопрос, кстати, интересный. А кому, собственно, положено контролировать деятельность Хранилища? Госатомнадзор отстранили от контроля за ХДМ еще в 95-м. Руководитель надзорного ведомства Юрий Вешневский было уперся, но на него завели уголовное дело и уволили...
Если верить экс-главе Минатома Румянцеву, госконтроль за ХДМ осуществляет Минобороны. Но, похоже, оба министерства плоховато договорились промеж себя.
Из письма в Госдуму министра обороны Сергея Иванова:"... государственный надзор возложен на Минобороны России". А вот ответ его первого зама, генерала армии Анатолия Квашнина " ... ответственным за реализацию соглашений по вопросам проектирования и строительства ХДМ является Минатом России, данные вопросы находятся вне компетенции Минобороны России". Так где же правда? И как это вообще возможно, чтобы чиновники такого ранга, не опасаясь последствий, вводили в заблуждение парламент, Генеральную прокуратуру и даже президента?
КТО НА НОВЕНЬКОГО?
Впрочем, когда начинаешь глубоко копаться в истории ХДМ, понимаешь, что ответа, собственно, и спрашивать-то не с кого. Соглашение подписывалось в бытность атомным министром Михайловым, строил ХДМ всеми преследуемый коммерсант Адамов, первую очередь запускал академик Александр Румянцев, ну а сегодня за все отвечает молодой реформатор Сергей Кириенко. Как в старой юмореске: "Кто пришивал пуговицы? Мы".
...Возглавив Росатом в ноябре 2005 года, Кириенко начал с инспекции самого крупного ядерного центра России ПО "Маяк". Однако проинспектировать ХДМ новоиспеченному министру не удалось. Его туда просто не пустили... По остальным радиационно-загрязненным объектам Сергей Владиленович прошествовал, вместо обязательных спецбахил, в собственных ботиночках. За ним следовали журналисты (в спецодежде и бахилах). Российские ядерщики восприняли этот сюжет как насмешку над новым министром.
Хотя ситуация, на наш взгляд, более чем грустная. Сложнейшую область промышленности возглавил непрофессионал. Атомная наука далека от Сергея Владиленовича так же, как пуанты балерины. Окончил он институт инженеров водного транспорта, все занимаемые им посты не имели ни малейшего отношения к ядерной физике. Не говоря уже о том, что после дефолта 1998 года Совет Федераций принял решение с рекомендацией о запрете Кириенко занимать государственные должности. И вдруг незадачливый реформатор легко садится в кресло атомного министра.