Скука распространяется на всё наше общество. Но всё-таки к насилию склонны далеко не все. Об этом и Фромм пишет. Множество людей, наоборот, проявляют сострадание, не ожидая ничего получить взамен. В конце концов и ветеринар Мыздриков, и организатор кошачьей республики, в которой сейчас живёт пострадавший в Липецке котёнок, Светлана Лебедева, и люди, которые перевели деньги на лечение котёнка или вышли на акции против живодёров, тоже живут в скучном обществе «первобытно-феодального капитализма». Вспомним и Ленинградских пожарных, которые, спасая кота, угоревшего при пожаре, надели на него кислородную маску. Если бы наше поведение определяла исключительно социальная обстановка, мы бы только и делали, что резали собак, кошек и друг друга. Но если в дурном обществе это делают далеко не все, значит, есть какой-то другой механизм, который определяет человеческое поведение.
Вспоминается евангельская притча о дурных и хороших деревьях, которые познаются по их плодам: «По делам их узнаете, кто они. Разве собирают гроздья виноградные с терновника или с репейника смоквы? Всякое хорошее дерево приносит добрые плоды, а плохое — худые. Хорошее дерево не может приносить худых плодов, а плохое дерево — добрых плодов. Всякое дерево, не приносящее добрых плодов, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете, кто они» (Матфей: 7-15).
Выродки делают всё, чтобы мы разочаровались в роде человеческом в целом. Но мы не должны поддаваться на их провокации, даже глядя на страдающего котёнка. Ведь были и те, кто его спас…
Словом, с христианской точки зрения, мы делимся на хорошие «деревья» и плохие. Однако ортодоксальное христианство отрицает то, что зло — самостоятельная субстанция. Оно утверждает, что зло — это ущербность добра; Бог допускает зло, чтобы мы понимали, что такое добро. Если согласиться с этим утверждением, то получается, что малолетние упыри изрезали котёнка ножом в Воронеже, а в Липецке котёнком играли в «бейсбол» лишь для того, чтобы раскрылась доброта защитников животных и ветеринаров. Вряд ли Бог ходит конём, прибегает к таким многоходовкам…
Человечество делится на разные страты: на социальные классы, нации, расы. Но, думается, что главное деление другое: на тех, кто, творя зло, испытывает удовольствие, и на тех, кто страдает, верша его, порой невольно, и стремится искупить свои грехи (прошу прощения за пафос). Проще говоря, человечество делится на людей и выродков. Среди нас живёт каиново племя. И выродки эти делают всё, чтобы мы разочаровались в роде человеческом в целом. Но мы не должны поддаваться на их провокации, даже глядя на страдающего котёнка. Ведь были и те, кто его спас…