Даже более раннюю - государственный переворот 1953 года. Когда партия привоила себе "руководящюю" роль в государстве и устранилась от какой-либо ответственности за свои действия. Союз перестал быть Советским.
Официальная концепция истории России такова: Со смертью И. В. Сталина закончилась эпоха(начатая в 1904 г. войной с Японией) собирания всех сил народа для решения сверх нужных и сверхсложных задач, требующих перенапряжения. Мобилизация сил обеспечила многие прорывы. Уход Сталина создал впервые за 30 лет новую ситуацию — СССР остался без признанного вождя. "Ни один человек из окружения Сталина не мог взять гигантскую ответственность за судьбы страны и государства в свои руки, да и пока не посмел бы лично претендовать на эту власть — в высшем руководстве никто не признал бы прав нового вождя. Поэтому была выдвинута идея так называемого коллективного руководства." Коллективное руководство не могло продержаться долго — в него вошли слишком полярные силы, и несколько человек явно претендовали на единоличное правление. Наименьшими казались шансы Н. С. Хрущева-Кукурузы, в его руках не было силовых ведомств, а сам он олицетворял провинциальность и необразованность. Но, Н.С. Хрущев победил в этих внутрипартийных схватках. Успеху Хрущева во внутрипартийных схватках способствовало то, что он аккумулировал чаяния большинства партийного аппарата, опасавшегося репрессий и ненавидевшего сталинскую систему власти, где контроль над КПСС осуществляли и органы госбезопасности. Писатель К. С. Симонов так описывал свое впечатление о чувствах ближайших сталинских соратников в связи с болезнью Сталина:«У меня было ощущение, что появившиеся оттуда, из задней комнаты, в президиуме люди, старые члены Политбюро, вышли с каким-то затаенным, не выраженным внешне, но чувствовавшимся в них ощущением облегчения. Это как-то прорывалось в их лицах... Что-то в их голосах, в их поведении не соответствовало преамбулам, предшествовавшим тексту их выступлений, и таким же скорбным концовкам их выступлений, связанных с болезнью Сталина. Было такое ощущение, что вот там, в президиуме, люди освободились от чего-то давившего на них, связывавшего их. Они были какие-то распеленатые, что ли».
Созданная при Хрущеве система оказалась куда более гибкой, чем прямое диктаторское правление Сталина, однако куда менее управляемой с самого «верха». В итоге именно постепенное внедрение основ внутрипартийной демократии и стоило Хрущеву должности первого секретаря и руководителя СССР.
*****
С уходом в историческое небытие сталинизма вся система контроля постепенно утрачивает всепроникающую централизованность, в том числе и благодаря хрущевской политике борьбы с ведомствами и органами госбезопасности. И наконец, сами методы контроля стали гораздо мягче и не способны уже были держать людей в прежнем страхе и напряжении. Главной мотивацией трудовых успехов оставались, следовательно, лишь, во-первых, «идейность» и сознательность трудящихся, во-вторых, растущее материальное стимулирование работников. С "идейностью" полный швах" и с материальным стимулированием работников понятно куда ушли.