Думаю, что в любом народе присутствуют ростки стремления к свободе и социальной справедливости(свобода, равенство, братство), но старая как мир(и находящаяся вне какой-либо этики) жажда «хлеба и зрелищ» пока явно преобладает.
На этих, базисных в общем-то, человеческих качествах паразитируют власти в капиталистической системе и поэтому вынуждены активно использовать манипуляцию общественным сознанием и «оболванивание» населения. Стремления к свободе и справедливости, как этические категории, ими нейтрализуются, а армия животно-подобных потребителей «хлеба и зрелищ», напротив, активно воспроизводится. Потому что так проще управлять!
В социалистической системе управление обществом носило главным образом
воспитательный характер(что многим, также как например непослушным детям, не нравилось). В людях приветствовались в первую очередь развитые нравственные качества, творческая свобода(от пошлости и низменных инстинктов) и чувство социальной справедливости. Индивидуальная жажда «хлеба» подчинялась интересам развития всего общества, жажда «зрелищ» этической целесообразности, а мыслительная деятельность здравому смыслу.
Капиталистическая система управления, в нравственном плане сугубо паразитическая, делает все с точностью до наоборот.
Жажда «хлеба» провозглашается в ней главной жизненной целью, жажда «зрелищ» освобождается от этической нагрузки, здравый смысл заменяется театром абсурда. Для того чтобы убедить абсолютное большинство в том, что только так, а не иначе, возможно сосуществование в обществе, капиталистические власти не жалеют средств на манипуляцию и оболванивание. Они исходят из того, что обществом, сплошь состоящим из «гомо экономикус» с притупленными нравственными представлениями, легче управлять.
Вот к примеру, как здраво и одновременно нравственно
вынужден был рассуждать Егор Гайдар в рамках социалистической системы управления:
Е.Т. Гайдар, "Московские новости", 08.10.1989 г.
Идея же, что сегодня можно выбросить из памяти семьдесят лет истории, попробовать переиграть сыгранную партию, обеспечить общественное согласие, передав средства производства в руки нуворишей теневой экономики, наиболее разворотливых начальников и международных корпораций, лишь демонстрирует силу утопических традиций в нашей стране.
Программа реформы, не предусматривающая упрочения таких ценностей, как равенство условий жизненного старта вне зависимости от имущественного положения, общественное регулирование дифференциации доходов, активное участие трудящихся в управлении производством, просто нежизнеспособна. Курс на обновление социализма, включающий и демократизацию общественной жизни, и создание гибкой, динамичной, многосекторной экономики, и развитие системы социальных гарантий, не дань верности идеологическим ориентирам прошлого, а просто результат здравого анализа реальной расстановки общественных сил.http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_3473_aId_301523.html