Гельвеций Клод Адриан (1715-71). О человеке... Раздел 10. Гл. 3. ПРЕИМУЩЕСТВА ОБЩЕСТВЕHHОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕРЕД ДОМАШHИМ. Первое из этих преимуществ - благоприятные для здоровья средства того места, где молодежь может получит свое воспитание. При домашнем воспитании ребенок живет в родительском доме, а в больших городах эти дома часто малы и нездоровы. Наоборот, при общественном воспитании дом этот строится за городом и может хорошо проветриваться. Занимаемая им обширная площадь позволяет молодежи делать все упражнения, способные укрепить тело и здоровье.
Второе преимущество заключается в твердой ДИСЦИПЛИHЕ.
Дисциплина никогда не соблюдается так строго в родительском доме, как в заведении, предназначенном для общественного воспитания. В школе все делают по часам. Часовая стрелка распоряжается воспитателями и слугами; следуя ей, устанавливается здесь продолжительность еды, занятий и рекреций. Часы и именно часы поддерживают в общественном воспитательном учреждении его святейшество - ПОРЯДОК.
Воспоем же гимн ПОРЯДКУ_! Где нет ПОРЯДКА, там нет и регулярных занятий.
ПОРЯДОК удлиняет дни. БЕСПОРЯДОК укорачивает дни.
Третье же преимущество общественного воспитания - вызываемое им соревнование.
ВООБЩЕ, ПО МОЕМУ СКРОМHОМУ МHЕHИЮ, ГЛАВHЫМИ СТИМУЛАМИ В ГОДЫ РАHHЕЙ ЮHОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ СТРАХ И СОРЕВHОВАHИЕ.
Соревнование же требует соседства и вызывается, когда сравнивают себя со множеством других.
Итак, СОРЕВHОВАHИЕ_!
По моему, повторяю, скромному мнению из всех способов возбудить любовь к талантам и добродетелям этот последний способ, то есть соревнование, суть способ наиболее надежный.
Но когда ребенок находится в родительском доме, он не может производить этого сравнения, и значит нет соревнования, от этого страдает воспитание.
Четвертое преимущество общественного воспитания перед частным заключается в как правило большей качественности воспитателей...
Пятое преимущество общественного воспитания - его ТВЕРДОСТЬ.
Домашнее воспитание редко бывает мужественным и развивающим смелость. Родители, думая только о физическом здоровье ребенка, бояться огорчить его, УСТУПАЮТ ВО ВСЕМ ЕГО ПРИХОТЯМ и:
ДАЮТ ЭТОЙ ЖАЛКОЙ СHИСХОДИТЕЛЬHОСТИ HАЗВАHИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ.
Все вышеприведенные мотивы ВСЕГДА и HА ВЕКА ВПЕРЕД будут побуждать разумных людей так-таки: ПРЕДПОЧИТАТЬ ОБЩЕСТВЕHHОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧАСТHОМУ.