Космонавт Юрчихин назвал возможную причину разгерметизации «Прогресса МС-21»: Производственный дефект
«Версия с космическим мусором, о котором говорили раньше, выглядит достаточно бледно»На МКС в субботу, 11 февраля, почти один в один повторилось декабрьское ЧП с разгерметизацией системы терморегулирования в пристыкованном к станции российском корабле. Разница лишь в том, что ЧП произошло не на пилотируемом, а на грузовом корабле. Летчик-космонавт, Герой России Федор Юрчихин, за плечами которого пять полетов на МКС, заметил в беседе с обозревателем «МК», что пора внимательно изучить производственный процесс сборки кораблей для выявления причины возможного системного брака.

Напомним, как развивались события. 11 февраля, к служебному модулю «Звезда» российского сегмента МКС в автоматическом режиме пристыковался корабль «Прогресс МС-22». Это произошло в 11.45 по Москве. А уже в 12.40 была зафиксирована утечка жидкости из охлаждающего контура ранее прибывшего на МКС «Прогресса МС-21», пристыкованного к другому модулю, «Поиск», еще в октябре 2022 года.
Повторилась история с «Союз МС-22» от 15 декабря. Это, по сути, озвучил ближе к вечеру 11 февраля, исполнительный директор по пилотируемым программам Роскосмоса Сергей Крикалев. В первом случае Роскосмос пришел к выводу, что пилотируемый «Союз» был поврежден метеором. Корабль, лишенный системы охлаждения, было принято решение отстыковать и попытаться спустить на Землю без космонавтов в марте. Для спуска его экипажа – работающих на МКС Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и Франциско Рубио, договорились отправить беспилотный «Союз МС-23» (он сейчас находится на Байконуре и готовится к старту 20 февраля).
Теперь, после того, как хладагент снова вытек из аналогичного радиатора приборно-агрегатного отсека (ПАО), только на этот раз в «Прогрессе», ряд экспертов все больше склоняется к иному выводу, а именно к системному браку при производстве. Уже пошли разговоры о риске при отправке на МКС нового корабля-спасателя.
– Федор Николаевич, в декабре глава Роскосмоса заявил, что к повреждению «Союза МС-22» «причастен» метеор. Можно ли и в этом случае предполагать то же самое?
- Давайте вспомним, как развивались события с «Союзом МС-22», а точнее, с версиями вокруг ЧП. Сначала было объявлено, что причиной образования пробоины в терморегулирующей системе мог стать метеорит из потока Геминиды. Потом появились заявления, что Геминиды здесь не при чем. В январе прозвучала версия про «спорадический метеороид», коим могло быть что угодно: от того же метеора, вдруг решившего атаковать российский корабль, до фрагмента космического мусора. И, почему-то, никто не озвучивал версию о возможном производственном дефекте...
– Но вы и говорили в декабре в интервью нашей газете, что следовало бы рассматривать в качестве версии случившегося не только метеорит...
- Да, действительно, в том интервью были мысли и о том, что версия с метеоритами не единственная, и необходимо рассматривать и другие версии. Уже тогда неплохо было бы проверить версию производственного дефекта. Теперь, когда случился второй подряд пробой радиатора, версия о каком-то внешнем воздействии, будь то метеорит, «спорадический метеороид» или просто болт, оторвавшийся от старого спутника, – выглядит, согласитесь, весьма бледно. Хотя в жизни всегда есть место чудесам, в том числе и неприятным.
продолжениеhttp://bolshoyforum.com/forum/index.php?topic=455628.msg10287351#msg10287351