1990-й И 1991-й годы приводят в пример как наиболее потребительно-насыщенные. Якобы потребление было на недостижимой для рынка высоте. ТАК ЛИ ЭТО?
Конечно нет! В 1991г советскому союзу и потреблению приходил синий лис 3,14здец начиная с января и весь год включая
спектакль ГКЧП.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Год прошел, и слава Богу. Это был год Овна Прошедший год оказался весьма урожайным на различного рода форс-мажорные обстоятельства. В результате динамика потребительских цен в 1991 году была весьма неустойчивой. Первый импульс к прочти четырехкратному ускорению роста цен (с 4,5 до 15% в месяц) дал "павловский" обмен крупных купюр и подготовка правительства к реформе цен, начатая со второй декады марта. После реформы цен 2 апреля, принесшей прирост средних цен сразу на 170%, последовал период относительной стабилизации роста потребительских цен (в мае--сентябре их среднемесячный прирост оставался в пределах от 2,2 до 3,7%). Кстати отметим, что накануне "павловской" реформы эксперты Ъ прогнозировали, что период относительно стабильности продлится около 4 месяцев (см. Ъ #12 за 1991 г.).
Однако эскалация наличной эмиссии постоянно подталкивала цены в свободных секторах к росту и приводила к накоплению большого количества "горячих" денег у населения, которые вот-вот должны были обрушиться на потребительский рынок.
Своего рода детонатором потребительского рынка стали заявления российского руководства о введении своей валюты и предстоящей капиталистизации цен. В октябре рост цен составил 12,8%, в ноябре — 24,1, в декабре — 32,4%.
В итоге — невиданный со времен первых лет нэпа, почти восьмикратный рост цен в потребительском секторе за 1991 год. Апрельская реформа в целом несколько сдержала рост цен в свободных секторах экономики, переключив значительную долю денежных расходов населения на государственные каналы. В апреле-мае аналитическая группа Ъ зафиксировала даже снижение цен в коммерческой торговле и практически нулевые темпы роста цен на колхозном рынке. В целом за год цены в коммерческой торговле выросли в 7,1 раза (+610%), на колхозном рынке — в 3,8 раза (+280%), по товарам, произведенным в кооперативном секторе, — в 2,9 раза (+190%).
Среди лидеров, естественно, оказались столичные регионы, и прежде всего Москва и Ленинград. В этих городах цены росли в среднем в 1,5 раза быстрее, чем в провинции.
Рост стоимости жизни в течение года был неодинаков для групп населения с различным уровнем доходов, занимающих соответственно разные потребительские ниши. В течение года стоимость элитарной корзины потребления (то есть корзины потребителя, ориентированного на покупку товаров высокого качества в свободных секторах торговли) выросла в 6,5 раза (до 10 467 рублей в декабре 1991 года).
Корзина более массового "среднего" потребителя (ориентированного преимущественно, но не исключительно на государственную торговлю) подорожала в 5,9 раза (до 2301 рубля). В результате подобного роста цен в течение года жизнь по потребительским стандартам, ориентированным на среднее качество товаров, предлагаемое государственной торговлей, тоже перешла в разряд почти элитарной. В декабре 1990 года стоимость средней потребительской корзины лишь на 10% превышала среднюю по промышленности заработную плату и была почти на четверть ниже средней оплаты труда в кооперации. Спустя год стоимость средней корзины уже превышала уровень заработной платы в промышленности в 3,1 раза и почти на треть — уровень оплаты труда в негосударственных секторах экономики.