Грандиозный проект: РЖД обещают Сахалину новые мост и порт
16.05.2018 - 9:36
Грандиозный проект: РЖД обещают Сахалину новые мост и порт | Русская весна
ОАО «Российские железные дороги» по итогам актуализации в 2017 году технико-экономического обоснования (ТЭО) железнодорожного перехода на Сахалин оценило его стоимость без НДС в 540,3 млрд руб., в том числе мост — в 252,8 млрд руб., а для его загрузки предлагает построить порт в районе залива Делангля.
Об этом 16 мая пишет издание «Коммерсантъ», ознакомившийся с деталями проекта.
«Оптимальным признан маршрут от станции Селихин на линии Комсомольск-на-Амуре — Ванино к наиболее узкому месту Татарского пролива (проливу Невельского) и затем к станции Ныш на Сахалине. Общая протяженность, включая шестикилометровый мост, — 585 км», — отмечает газета. Кроме того, РЖД нужно вложить 92,1 млрд руб. в железные дороги Сахалина.
Проектные работы, по оценкам компании, займут три года (2018—2020 гг.), строительные — пять лет (2019—2023 гг.). Представитель монополии уточнил изданию, что параметры «предварительные», а проект «находится в стадии проработки». В ходе анализа «Российские железные дороги» актуализировали проект ТЭО 2013 г.
Проект обсуждается давно. Планы по его реализации прописаны в Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г., Стратегии социально экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.
Вопрос вновь был актуализирован после того, как на пленарной сессии Восточного экономического форума в сентябре президент РФ Владимир Путин отметил важность строительства перехода на Сахалин в контексте модернизации транспортной инфраструктуры Дальнего Востока.
«Российские железные дороги» в 2018—2020 гг. планируют направить на проект 7 млрд руб., сообщала компания осенью в своих материалах, направляемых в правительство. РЖД отмечали, что строительство перехода позволило бы обеспечить «устойчивую транспортную доступность Сахалина», а также развивать на острове железнодорожное сообщение и портовые мощности.
В проекте инвестиционной программы на трехлетку монополия закладывала в 2018 г. 1 млрд руб. (на проектные работы), в 2019 г. — 2,5 млрд руб., в 2020 г. — 3,5 млрд руб., уточняя, правда, что объемы вложений могут быть уточнены после подготовки ТЭО.
Однако в ноябре в интервью «Коммерсанту» замглавы Минтранса Алан Лушников отмечал, что проект предполагает грузопоток в размере всего 9,2 млн тонн к 2030 г. «Если говорить про груз, то на Сахалин — 5,9 млн тонн, а обратно — 3,3 млн тонн», — заявлял он, добавляя, что «не всегда эффективность измеряется тоннами».
В материалах же РЖД, по данным газеты, говорится, что к 2030 г. «в отсутствие развития портовых мощностей Сахалина» грузовая база составит лишь 8,5 млн тонн.
«Поэтому предлагается построить там новый глубоководный порт, чтобы привлечь до 23,4 млн тонн грузов с „восточного полигона“, до 10 млн тонн угля из Монголии и Китая и до 5 млн тонн в контейнерах», пишет в среду издание.
Планы строительства порта
Сейчас глубоководных портов на Сахалине, кроме Пригородного (сжиженный природный газ, и нефть, связан с «Сахалином II»), нет, отмечает «Коммерсантъ».
«Остальные потенциальные локации либо отрезаны от ж/д инфраструктуры, как порт Шахтерск «Восточной горнорудной компании» (ВГК; планы по перевалке — 20 млн тонн местных углей), либо мелководны, либо «зажаты городом», — приводит газета содержание документов «Российских железных дорог».
В 2017 г. появилась концепция строительства порта в Поронайске с терминалом на 24 млн тонн угля в год, напоминает газета. В апреле в интервью РБК совладелец порта Михаил Скигин говорил, что один из вариантов предусматривает угольный терминал в случае строительства моста на Сахалин. Глава ВГК Олег Мисевра обещал увеличить мощность своего будущего порта до 50 млн тонн, если построят мост.
Но в документах РЖД «оптимальным вариантом определен порт в районе залива Делангля (поселок Ильинский)», пишет издание. Общая стоимость проекта оценена в 100 млрд руб., из них 25–30 млрд руб. потребуется на инфраструктуру для перевалки угля. Увязка проекта с мостом, согласно документам, позволит «оптимизировать» затраты на 200 млрд руб. Инвестор Ильинского неизвестен.