https://aboutspacejornal.net/2017/09/24/современная-космонавтика-нуждается/
Современная космонавтика нуждается в «Трех Богатырях» – космонавты об экранопланах24/09/2017
Проект экраноплана «Три Богатыря», разработанный в 80-х годах прошлого века, к сожалению, так и остался на бумаге. Однако с введением в строй космодрома «Восточный» такой проект мог бы стать снова востребованным, считают летчики-космонавты Александр Александров и Александр Калери.
Как отметил летчик-космонавт, советник директора РКК «Энергия» Александр Александров, такие экранопланы, могли бы сегодня очень пригодиться.
«Такой проект, как «Три Богатыря», нам бы пришелся кстати. При полете любого пилотируемого корабля с космодрома «Восточный» зона вынужденной посадки может оказаться где-нибудь в районе Охотского моря. И, конечно, мы бы хотели иметь средства, подобные экраноплану. Насколько я знаю, раньше были планы по разработке одного большого экраноплана, но потом, к сожалению, проект свернулся», – сказал Александров.
Экранопланы по своим возможностям – нечто среднее между кораблями и самолетами. «Воздушная подушка» между аппаратом и водой создается за счет набегающего потока. Таким «экранным эффектом», поднимаясь над морем, степью или другой ровной поверхностью, машина летит с минимальным расходом топлива.
О создании экранопланов в Советском союзе задумались еще во время Великой Отечественной войны. Идея использования воздушного крыла, работающего вблизи поверхности, прорабатывалась лет двадцать, начиная с 1942 года. Ученые и конструкторы проводили эксперименты, создавали математические модели, строили опытные образцы и испытывали первые самоходные модели.
К 1965 году был построен экспериментальный экраноплан «КМ» – самый крупный и тяжелый экраноплан в мире. К концу 70-х годов в СССР были созданы более десятка экранопланов взлетной массой от 1,5 до 500 тонн – «Орленок», «Лунь», «Коршун», предназначенные для ВМФ.
В 80-е годы велась работа по вводу в эксплуатацию экранопланов первого поколения и разработке машин второго поколения. Однако после распада СССР работы по созданию экранопланов прекратились. Наработанный потенциал так и не удалось реализовать в проекте «Три Богатыря» – экранопланах со взлетной массой до 5 тыс.тонн, предназначавшихся для доставки ракетоносителей и негабаритных грузов.
Авторы проекта рассматривали использование экранопланов в составе Воздушно-космического комплекса. С помощью экраноплана планировали доставлять ракетоносители с прибрежной базы в нужную акваторию старта и проводить пуск на высоте 9-12 км. Старт мог быть удален от базы от 3 до 12 тыс. км. Общая масса ракеты с оборудованием могла достигать 300, 500 и 900 тонн.
Рассматривалась также возможность применения экранопланов для доставки ракетоносителей в нужную точку для наземного старта. Расчетная масса транспортируемых модулей составляла 300, 500 и 1000 тонн.
Экранопланы планировалось использовать и для перевозки различных негабаритных грузов. Например, для доставки блоков ракет с заводов-производителей на космодромы Плесецк и Байконур или с самарских и московских предприятий ВПК в порты Ленинграда, Новороссийска, Северодвинска и Владивостока.
Еще одним из направлений применения экранопланов могла стать доставка ракетоносителя «Энергия» на плавучую стартовую платформу ракетно-космического комплекса морского базирования (РККМБ). «Энергия» могла доставлять грузы массой до 800 тонн.
За основу при разработке экраноплана для РКН «Энергия» была взята схема «составное крыло» с V-образным хвостовым оперением. Это позволяло создать экраноплан взлетной массой до 5 тыс.тонн, обеспечить высокие аэродинамического качества в крейсерском полете и производить старт ракеты с работающими двигателями прямо с борта экраноплана в полете. На борту экраноплана размещался как собственный экипаж, так и персонал, обслуживающий РКН «Энергия». Полет экраноплана-носителя мог проходить на высоте до 12 км. Аэродинамическая компоновка была одна и та же для всех трех типоразмеров экраноплана.