Итак, новенькая вундервафля сабжа получила добро на реализацию. Но тут внезапно выяснилось, что мотора для неё пока нет. Предполагался уже упомянутый М-90 от тех же конструкторов, которые до того весьма неталантливо реализовали М-87 и М-88, поскольку весь этот хлам основывался на изначально убогом "мистраль-мажоре". Похоже, к 1940 году в КБ Поликарпова уже сложилась "добрая традиция" рисовать самолёт под несуществующий двигатель. Как бы то ни было, а реальный М-90 прошёл 50-часовые испытания на стенде (не на самолёте!) только в марте 1942 года, когда про него уже потихонечку стали забывать. Но уныния у Поликарпова не было: он быстренько перерисовал свой И-185 аж под три других движка: М-81, М-71 и М-82. Примечательно, что в серию был запущен лишь последний - и как раз на него Поликарпов ставку не делал. Вариант с М-82 предполагался только для испытания вооружения, которое сабж решил радикально усилить, заменив пулемёты сразу на 3 пушки ШВАК. М-81 предполагался, опять же, только как временная мера - для снятия лётных показаний. С ним И-185 впервые и полетел в январе 1941 года, показав скорость в 495 км/ч у земли - ничего выдающегося по сравнению с уже поступившими в серийное производство истребителями Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3: все они выдавали у земли примерно те же 470-500 км/ч. Другие даные с М-81 получить не удалось, а сам Поликарпов счёл этот мотор бесперспективным. Правильное решение, особенно если учесть, что серийно этот двигатель так и не начали производить.
Вторым двигателем, на который Поликарпов делал основную ставку (поскольку перспективы М-90 были очень туманными), стал М-71, представлявший собой по сути сдвоенный М-63, упоминавшийся выше. Этот двигатель имел огромную мощность (2000 л.с. на взлётном режиме), но и приличную массу (около тонны), и доставшийся "по наследству" большой "лоб" (диаметр всё те же 1370 мм). Про М-71 есть мнение (не знаю, насколько соответствующее действительности), что на этот мотор сабжу указал нарком авиапромышленности Шахурин.
Алексей Иванович Шахурин
Так или иначе, но стендовые испытания М-71 прошёл только в феврале 1941 года. Реально в 1941 году эти моторы нарабатывали всего по 12-15 часов. В ходе заводских летных испытаний в Москве с апреля по октябрь 1941 г. удалось замерить только скорость при работе нагнетателя на 1-м режиме: 503 км/ч у земли на номинале, 520 км/ч у земли на форсаже и 582 км/ч на первой границе высотности - 3300 м. Испытания закончились 2 октября в связи с аварией, вызванной разрушением... угадали - мотора. Тем не менее, данные были повыше, чем у строившихся серийных истребителей, что дало основания Поликарпову доложить (кстати, совместно с "интриганом и нечестным конкурентом" Яковлевым) о готовности организовать выпуск И-185 на заводе № 51 в городе Новосибирске. Это при том, что мотор М-71 еще не прошел 100-часовых госиспытаний и производство его не было подготовлено.
В таких условиях Шахурину не осталось ничего другого, как рекомендовать сначала пройти госиспытания. В Новосибирск прибыла бригада НИИ ВВС, и там с 10 февраля по 28 марта 1942 года были проведены совместные заводские и государственные испытания. Было проведено 16 полетов И-185 с М-71 и 9 полетов И-185 с М-82, причём лётные характеристики снимались опять только с первого, а на втором испытывалось синхронное пушечное вооружение. Данные с М-71, полученные в ходе испытаний, были выше, чем у всех известных отечественных и иностранных истребителей, но всё же заметно ниже расчётных. Истребитель развил скорость 521 км/ч у земли и 630 км/ч на второй границе высотности двигателя (6170 м). Трёхпушечное вооружение на И-185 с М-82 также успешно выдержало испытания, но лётные данные остались неизвестными. Комиссия рекомендовала построить войсковую серию И-185 с М-71 и трёхпушечным вооружением. Но Шахурина в первую очередь интересовали данные с двигателем М-82, который уже был запущен в серию с мая 1941 года. Это был двухрядный звездообразный двигатель того же Пермского авиамоторного завода № 19, разработанный под руководством А.Д. Швецова.

Аркадий Дмитриевич Швецов
Мотор М-82 отличался от М-71 меньшим числом цилиндров (14 против 18) и мощностью (1700 л.с.), но при этом был существенно легче и имел значительно меньший "лоб" (1260 мм), поскольку Швецов существенно уменьшил ход поршня, который теперь практически сравнялся с диаметром. Но главное - он был надёжнее и выпускался серийно. Более того, Шахурин уже видел, что данные И-185 М-71 не так уж сильно отличались от характеристик ЛаГГ-3 с М-82 (будущий Ла-5), который проходил испытания с 21 марта 1942 г. на заводе № 21 в Горьком (531 км/ч у земли, 602 км/ч на высоте 6070 м).