Задача имеет решение только в одном случае - АЛЬТ в единственном экземпляре.
Если узников с надписью альт больше одного, то НИКТО не сможет быть уверенным в в надписи на своём лбу.
Соответственно НИКТО не рискнёт.
Все будут сидеть и тупо пялиться друг на друга.
Допустим, среди заключённых два альта. Один из них видит одного альта (и восемь ортов). Он рассуждает так: Допустим, я - орт. Тогда, альт которого я вижу, видит только ортов. Тогда, альт которого я вижу понимает, что он единственнй альт. Значит, когда надзиратель нанeсёт очередной визит, он выпишeтся из камеры. А если не выпишeтся, значит, я - альт.
Далее, ждётся визит надзирателя. Надзиратель пришёл. Теперь:
а) Тот альт, которого наблюдал наш рассуждающий, выписывается. Значит, тот кто наблюдал единственного альта - орт. Т.е. теперь все оставшиеся абсолютно точно знают, что все они орты. Значит, когда надзиратель через час зайдёт снова, отпишутся все девять оставшихся ортов, и камера опустеет.
б) Тот альт, которого наблюдал наш рассуждающий, сидит, и не пытается сообщить надзирателю, что он альт. Значит, наблюдающий этого единственного альта и сам альт. Теперь, к следующиму визиту надзирателя наш наблюдатель единственного альтa скажет надзирателю, что он - альт, и выйдет из камеры.
Но, тоже самое сделает и другой оставшийся альт! Ведь он рассуждает точно так же. Значит, к следующему визиту надзирателя одновременно выйдут все два альта.
Но, тогда любой из оставшихся ортов понимает: я видел двух альтов, после первого визита надзирателя никто из них не вышел, после второго визита вышли оба, значит я - орт. К такому выводу придут все оставшиеся орты, и к следующему визиту надзирателя выдут все оставшиеся, камера вновь опустеет.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Т.о., рассуждая по индукции, независимо от количества альтов в камере, выйдут все заключённые. Если альтов в камере \( n \), то камера опустеет после \( n+1 \) визитов надзирателя (не считая самого первого визита). (Исключение - если ортов нет вообще (\( n=10 \)), тогда камера опустеет после десятого визита надзирателя.)
Причём, безо всякого риска назвать надзирателю ложные сведения о том что же у заключённых написано на лбу.