Краткий экскурс в диалектику Гегеля
Давно изучаю Гегеля. Не знаю как вам, а мне кажется это реально вершина человеческой мысли. Его диалектическая логика, по-моему, это настоящий мастхэв для тех, кто претендует на системное и глубокое понимание происходящих в мире процессов (имеются в виде не конкретные политические или экономические процессы, хотя и они тоже, а гораздо более глобальные макротренды). Думаю создать серию постов о диалектической логике с двумя благими целями:
1) пусть читатели укажут, где и в чем я неправ, дабы я смог углубить свое понимание,
2) а то, в чем я прав пусть будет подспорьем другим людям, пробирающимся сквозь дебри логической системы Гегеля и философии вообще.
Вместо предисловия совершим краткий экскурс в диалектику Гегеля в целом.
Диалектику Гегеля, можно понять как метод, грубо говоря, противоположный формальной логике (хотя это и не совсем так, как увидим далее). Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент. С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.
Да, согласно законам формальной логики два противоположных высказывания об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными. Но в том-то и дело, что формальная логика изначально создана для познания статичных систем, а диалектическая - для познания изменяющихся и развивающихся систем. А потому, диалектическая логика не отрицает формальной, но наоборот - вбирает ее в себя и развивает. Сам человек в каждый момент времени и равен и не равен самому себе одновременно, ведь вы уже физически и ментально не тот ребенок, каким были в 2-3 года, но тот ребенок - это всё равно вы, а не другой человек. И даже секунду назад хотя бы на 1 клеточку организма, но всё-таки вы были другим и через секунду также станете хоть немного, но другим и всё же останетесь самим собой при этом.
Тезис, антитезис, синтез
Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис - синтез». Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез». Это триада означает, что любое явление в мире обязательно имеет или порождает свое противоречие, свою противоположность. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает. Эти две противоположности естественно вступают в отношения взаимодействия. Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е. некое новое явление, которое вобрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека.
Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты и отца и матери. Таким образом, ребенок – это синтез. Таким же образом развивается и вся природа и общество. Ведь что есть эволюция? Развитие живых организмов через естественный отбор, наследственность и изменчивость. Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д.
Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.
Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.