В отличие от вас тут знатоков - видимо изучавших вопрос - С ПРИБОРАМИ
Этот вопрос изучен уже лет двести назад. И без всяких приборов. Однако, всё новое - это хорошо забытое старое...
Вот цитата из
"Книги моего бытия" епископа Порфирия (Успенского), которая является не воспоминаниями, а дневником:
"В тот год, когда знаменитый сударь Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу, есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой Кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, назаретский митрополит Даниил и филадельфийский епископ Дионисий (ныне вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в Кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела, и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. Мы,- продолжал он,- уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима-паши, но в своем послании к нему написали вместо "святый свет" - "освященный огонь", Удивленный этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: "Почему вы иначе стали называть святый огонь?". Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного".
Записи в дневнике Епископа Порфирия представляются наиболее ценными из всех источников. Во-первых, они не были предназначены для широкой огласки, во-вторых, епископ имел очень большой авторитет как среди духовенства, так и среди научных кругов, и в-третьих, здесь хорошо описана ситуация признания: «…Мисаил признался, что он в Кувуклии зажигает огонь от лампады…».«С этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». О потере веры святогробского духовенства говорит священник, а не иноверцы.
То, что чудо существует до сих пор, объясняется, скорее всего, большими доходами, которые получают за него и мусульмане, и израильтяне. Хотя, последние 200 лет немалую роль играет и международный престиж. Стоит только заикнуться о хитростях монахов, как сразу обвинят в разжигание розни, притеснениях и т.п.------------------------------------------------------------------