Никитина (Томина) Клавдия Ивановна родилась 13 января 1930 года в селе Поляны Желтухинского района Рязанской области.
Русская. Православная, беспартийная, была комсомолкой. О послевоенной поре говорит:
- В колхозах работало все село. Колоски сгребали, снопы таскали. Четкого разделения мужского и женского труда не было. Денег не платили. Но никто не возмущался, все боялись чего-то. На огородах сажали картофель. По воду ходили в колодец на другой конец деревни.
Отношения с администрацией были приемлемыми. Ясное дело, ощущалась дистанция. Жили они получше, получше одевались. Да и дети все их в город уехали: кто в институт, кто в техникум. Уважаемые люди были председатель сельского совета и председатель колхоза. Против власти с речами не выступали, Сталина не обсуждали и не осуждали.
Тяжело давили налоги. Каждой семье в год надо было сдать определенное количество шерсти, яиц, мяса и т.д. Покупали и сдавали. Так восстанавливали народное хозяйство. Сено для скотины тайно заготавливали. Запрещали косить, мол, земля государственная. Могли и корову отобрать, а иногда и пороли кнутом.
Зря говорят, что мы, бабки, причитаем. Все нам не так, все нам не этак. Но жизнь тогда была куда тяжелее. Современные политики ругают Советскую власть... Жили мы тяжело, но была у нас вера в будущее. Ньшче о будущем не говорят, лишь бы утром проснуться, а вечером заснуть. Живем одним днем, вот что пугает.
Тяжелую войну пережили. После победы мы были готовы терпеть какие угодно лишения, лишь бы не было войны. Это - любовь к Родине! Надеюсь, когда-нибудь это все осознают. Никакой идейной опоры нет у молодежи. А без крепкого фундамента дом не устоит...