Раз уж под руку попалось, дам немного критики Маркса:
Здесь раб работал какую-то часть дня, чтобы возместить своё собственное содержание, а другую, бόльшую или меньшую часть дня (в зависимости от его производительной силы), он безвозмездно работал на своего гoсподина.
Маркс:
Производство абсолютной прибавочной стоимости образует всеобщую основу капиталистической системы и исходный пункт производства относительной прибавочной стоимости. При производстве относительной прибавочной стоимости рабочий день уже с самого начала разделён на две части: необходимый труд и прибавочный труд. С целью удлинить прибавочный труд сокращается необходимый труд посредством методов, позволяющих произвести эквивалент заработной платы в более короткое время. Иными словами, в имеющейся двойственности началом Маркс определяет абсолютную прибавочную стоимость, - однако я так скажу, - он упрекал Смита и Рикардо, что те исходили из
неисторичных охотника и рыбака, и сам совершает ту же ошибку, просто исходит из данности абсолютной прибавочной стоимости.
А что явилось началом и необходимостью производство абсолютной прибавочной стоимости, то есть необходимого прибавочного труда, то есть необходимости того, чтобы рабочий день с самого начала был разделен на две части? Капитализм ли??
Ой ли???
То, что Маркс не видел прибавочной стоимости в товарной форме продукта труда, где конкретный труд затушевывал это скрытое противоречие, - я уже указывал, где Маркс при анализе мелкого буржуа утверждал, что в товарной стоимости содержится только "его труд" (это вообще в принципе важнейший вопрос, из-за которого не могут толком понять ни мелкого буржуа, ни проблемы социализма, который постоянно скатывается в мелкобуржуазный социализм, ни собственно адекватного пути в коммунизм);
но куда важнее понять те причины, по которым появилось рабство, то есть необходимость деления рабочего дня на две части, - см. цитату Постороннего, где это деление стало действительностью и необходимостью задолго до капитализма, но как я утверждаю, именно с зачатками и развитием товарной формы продукта труда, - товарным производством, определенным законом стоимости и обращением.
P.S.:
Или иначе, вопрос все время носит диалектический характер, - что же является первопричиной и источником?Просто так брать с потолка абсолютную прибавочную стоимость как источник и начало, ограничив ее капитализмом, - это я утверждаю верно лишь на ограниченном участке, и неверно в общем, - данное деление произошло задолго до капитализма, и началом выступила именно обратная, абстрактная сторона относительной прибавочной стоимости = прогресса.
Маркс утверждает, что абсолютная прибавочная стоимость образует исходный пункт, - я же, поняв весь процесс изнутри, утверждаю обратное, - необходимость абсолютной прибавочной стоимости происходит из относительной прибавочной стоимости, из необходимости ее выражения в товарной форме продукта труда как стоимости и необходимости выражения в прибавочном труде = делении рабочего дня на "две части" = в абсолютной прибавочной стоимости (=трудовая теория стоимости).
Поэтому я ставлю вопрос (кто вообще, если не я, способен так поставить вопрос

), - что же первичнее?..
