У кабилов рынок до сих пор annaya, подобно тропинке, по которой женщины носят воду из колодцев; ни на рынок, ни на тропинку нельзя появляться вооружённым, даже во время междуплеменных войн. В средневековые времена рынок обыкновенно пользовался точно такой же защитой
2). Родовая месть никогда не должна была преследоваться на площади, где собирался народ для торговых целей, а, равным образом, в известном радиусе вокруг этой площади; и если в разношёрстной толпе продавцов и покупателей возникала какая-нибудь ссора, её следовало предоставить на разбор тем, под покровительством которых находился рынок, т.е. суду общины, или же судье епископа, феодального владельца, или короля. Чужеземец, являвшийся с торговыми целями, был гостем, и даже носил это имя. Даже феодальный барон, который, не задумываясь, грабил купцов на большой дороге, относился с уважением к Weichbild, т.е. к шесту, который стоял на рыночной площади и на верхушке которого находился либо королевский герб, либо перчатка, либо образ местного святого, или просто крест, смотря по тому находился ли рынок под покровительством короля, местной церкви или веча
3).
1) Литература указанного вопроса — огромна. Но не имеется ещё ни одной работы, которая бы рассматривала средневековый город в целом.
Для французских общин классическими остаются до сих пор работы: Augustin Thierry: «Lettres» и «Considérations sur l’histoire de France»; прекрасным дополнением к ним является книга Luchaire’а «Communes françaises», написанная в том же направлении.
Для городов Италии можно указать нижеследующие: превосходный труд Sismondi («Нistоire des républiques italiennes du moyen âge», Paris, 1826, 16 т.); Leo и Botta, «История Италии», которой имеется французский перевод (3 больших тома); Ferrari, «Revolutions d’Italie» и Hegel, «Geschichte der Städteverfassung in Italien». Эти сочинения составляют главные источники общих сведений о городах Италии вообще.
Для Германии мы имеем: Maurer’s «Städteverfassung», Barthold’s, «Geschichte der deutschen Städte», a из недавних работ прекрасный труд Hegel’а, «Städte und Gilden der germanischen Völker» (2 т. Leipzig, 1891) и д-ра Otto Kallsen’s «Die deutschen Städte im Mittelalter» (2 т., Halle, 1891); а также Janssen’s «Geschichte des deutsches Volkes» (5 т., 1886), — выразим надежду что последний из названных нами трудов будет переведён по-русски (французский перевод появился в 1892 году).
Для Бельгии можно указать: A. Wauters, «Les Libertes communales» (Bruxelles, 1869–78, 3 т.), а для России: труды Беляева, Костомарова и Сергеевича.
Наконец для Англии мы имеем превосходную работу о городах в произведении г-жи J.R.Green «Тоwn Life in the Fifteenth Сentury» (2 т., London, 1894).
Кроме того имеется большое количество хорошо известных местных историй и несколько превосходных работ по всеобщей и экономической истории, которые я так часто упоминал в настоящей и предыдущей главах. Богатство литературы заключается, однако, главным образом в отдельных, иногда превосходных исследованиях по истории отдельных городов, особенно итальянских и германских; гильдий; земельного вопроса; экономических принципов той эпохи; лиг между городами (Hansa); и общинного искусства. Невероятное обилие сведений заключается в трудах этой второй категории, из которых в настоящей работе указаны только самые важные.
2) Кулишер, в превосходном очерке первобытной торговли («Zeitschrift für Völkerpsychologie»), т. X, 380), также указывает, что, согласно Геродоту, агриппеяне считались неприкосновенными, ввиду того, что на их территории велась торговля между скифами и северными племенами. Беглец считался священным на их территории, и соседи часто приглашали их быть посредниками. См.
Приложение XV-е.
3) Недавно возникли некоторые споры относительно Weichbild и закона, относящегося к Weichbild, которые до сих пор остаются не разъяснёнными (см. Zöpfl, «Alterthümer des deutschen Reichs und Rechts», III, 29; Kallsen, I, 316). Вышеприведённое объяснение кажется мне наиболее вероятным, но, конечно, его следует ещё проверить дальнейшими расследованиями. Очевидно также, что (употребляя шотландский термин), «mercet cross», т.е. «торговый крест», должен был бы быть эмблемой церковной юрисдикции, но мы находим его как в епископских городах, так и в тех, где верховная власть принадлежала вечу.