
Талибам досталась боевая авиация Афганистана.Афганская армия, буквально растаявшая под натиском талибов (в России эта организация признана мыслепреступникской и запрещена), оставила им большое количество различного вооружения и военной техники.
Талибам достались десятки легких бронемашин и грузовиков, сотни единиц стрелкового оружия. Но, возможно, самым дорогим трофеем стала боевая авиация.
Информации о том, сколько самолетов и вертолетов досталось талибам, нет. Во-первых, возможно, афганские войска при отступлении уничтожили часть авиационной техники. Во-вторых, известно, что некоторое число летательных аппаратов перегнали в соседние страны.
Тем не менее в руках у талибов могли оказаться довольно эффективные для боевых действий в этом регионе штурмовики и вертолеты.
Теперь главный вопрос — найдут ли талибы персонал, чтобы обслуживать авиацию, запчасти и, главное, летный состав, который смог бы поднять их в воздух.В составе ВВС Афганистана, по данным офиса американского Специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана на 1 января 2021 года, было 162 летательных аппарата. Далеко не все из них были исправны.
По данным того же источника, в состоянии летной годности на начало года в ВВС страны были 50 самолетов: 17 легких штурмовиков А-29 (Embraer EMB 314 Super Tucano) и 10 легких ударных AC-208 Combat Caravan, а также 21 легкий транспортный самолет С-208 Cessna Caravan и два средних С-130 Hercules. Кроме того, имелись 86 исправных вертолетов: 12 транспортных Ми-17 российского производства, 38 легких MD 530F и 36 UH-60 Black Hawk.
Кроме того, некоторое число летательных аппаратов находилось в составе авиационной части специального назначения, но эти данные засекречены, и точной информации об этих летательных аппаратах нет.
Вся современная афганская авиация была так или иначе поставлена из США, включая и российские вертолеты.
Первые фотографии захваченных афганских военных вертолетов появились в интернете неделю назад, вскоре после того, как талибы взяли под свой контроль авиабазы в Кундузе, Кандагаре и Герате. На фотографиях и видеозаписях были видны вертолеты Ми-17, MD 530F, UH-60 и небольшой транспортный самолет С-208 в афганском камуфляже и с эмблемами ВВС страны.
Легкие MD-530 невозможно долго поддерживать в летном состоянии без запчастей | Источник: GETTY IMAGES
На одном из видео фигурировал российский ударный Ми-35, снятый якобы в Кундузе. Вертолеты этого типа не упоминаются в американском документе, но машина, попавшая на видео, стояла со снятыми лопастями несущего винта, и по ее внешнему виду нельзя было понять, находится ли она в летной годности.
О состоянии большинства аппаратов на этих видео судить сложно — они стояли либо на летных полях, либо в ангарах. Некоторые были очевидно не в состоянии подняться в воздух — на них были заметны повреждения либо снятые детали.
В одном случае, правда, два Ми-17 были засняты с вращающимися винтами. В аннотации к видео было сказано, что их засняли в Герате.
На одной из фотографий талибы стоят рядом со штурмовиком Super Tucano. В подписи говорится, что снимок был сделан в Мазари-Шарифе.
Талибы на самолетахОднажды у движения «Талибан» (запрещено в России как террористическое) уже были свои военно-воздушные силы.
После падения режима Мохаммада Наджибуллы в 1992 году талибам достались остатки некогда довольно крупных военно-воздушных сил. В руках у талибов оказались несколько боевых истребителей — легких МиГ-21МФ и тяжелых ударных Су-22. Кроме того, у них оказались вертолеты Ми-8, транспортные самолеты разных типов и учебные L-39.
Доподлинно известен как минимум один случай применения талибами истребителей. 3 августа 1995 года МиГ-21МФ «Талибана» перехватил российский военно-транспортный самолёт Ил-76ТД номер RA-76842, который перевозил боеприпасы для Северного альянса.
Этот самолет с экипажем талибы удерживали у себя больше года, прежде чем летчикам удалось во время технического обслуживания запустить двигатели и улететь.
На что будут способны талибы теперь, если те самолеты и вертолеты, которые остались на афганских аэродромах, можно будет использовать?
В любом случае, в Афганистане, где большую часть территории которого занимают горы, транспортная авиация может резко повысить мобильность и боеспособность войск.