Я вечор моя милая у гостях был у тебя 2 раза
Ты не ласково приняла, огорчила ты меня, 2 раза
Огорчила ты словами, небылицу принесла,
Небылицу, пустырицу, пустыя речи слова 2 раза
Если люди что сказали, ты не верь им никогда 2 раза
Поверь, поверь, дорогая, поверь совести всегда
Поверь совести всегда, не совру я никогда
Хоть один я раз совру, да я тебя шельма люблю 2 раза
Люблю, люблю, любить буду, никогда я не забуду
Никогда я не забуду нашу прежнюю любовь,
Как мы жили, веселились, забавлялися с тобой 2 раза
А теперь моя милая разлучают нас с тобой,
Разлучила, развела чужедальня сторона 2 раза
* КНИГА ПЕРВАЯ *
* ЧАСТЬ ПЕРВАЯ *
I
Мелеузовский тракт проходит вдоль реки Агидель. В деревеньке Тюлякаво двор бабы Паши - на самом краю, ближнему к тракту. Его ворота смотрят на избу деда Николая. На восток, через три версты, бурная река, за ней Уральские желто-зеленые горы; на западе виднеется Щетский лес на крутых холмах; до города Мелеуза в сторону юга десять верст до Сахарного завода.
После гражданской войны в деревню попал мужик Николай Любищев. Долго гулял он вдовым бабам, портил девок, пока не окрутила его красавица Валя – черноокая статная девица.
Николай обстроился скоро: плотники срубили избу на пяти углах, сам он пригородил сараи для скотины и к осени сыграли свадьбу, на которой гуляла полдеревни.
Баба Паша тогда тоже была молодой ухватистой девкой и охомутала первого жениха Дарьевки Торгашева Михаила – сына местного лавочника Геннадия. У них на свадьбе гуляла вся деревня.
Свой двор Михаил поставил супротив Николаева. Вели новые хозяйства оба мужика справно, имелись лошади, коровы, овцы. Но тут грянул двадцать девятый год и началась коллективизация, едрит ее через коромысло.
Скот весь согнали на колхозный двор, и кормили его через раз, не чаще. Он стал дохнуть. Баба Паша, покумекав головушкой, стала ползать на энтот двор и буренку свою Зорьку – рыжую корову с большим белым пятном с правого боку – и подкармливать ее. Охрана стада была жидкая – дед Пихто с берданкой.К зиме, когда кормить общественное стадо стало нечем, уцелевший скот раздали счастливым хозяевам.
А здесь и детишки пошли. У Николая народился сын Василий, у Михаила дочка Мария. Еще Николай до Отечественной войны успел настругать троих детишек – все дочки. А Михаил не сподобился – много сил положил, чтобы их в кулаки не записали да не выслали в Сибирь.
А как война приключилась, так и пошли на нее Николай С Михаилом – деды родные наши героев – можно сказать в обнимку. Да там и сгинули. Много народа русского тогда полегло. Деревня осиротела.
Но и тут баба Паша не растерялась – мужика Захара списали подчистую из-за ранения жуткого – она его цап-царап и в оборот. Пусть у мужика нет левой руки и моложе на семь лет, но это ж все же мужик. А Валя так и растила детишек одна, правда две дочки померли с голоду и болезней: остались Василий и Галя. А баба Паша от Захара родила пятерых, но выжили трое: две девицы – Лида, Надя и парень Шура. А вообще, после войны страшный голод был – траву ели.
А герои наши родились токмо в 1961 году. Емельян от брака Василия и Марии, а Степан от Шуры и девицы Насти с Курганово, соседнего поселка.
Захар падчерицу Марию шибко не любил и посему Василий обустроился в городе Мелеузе. А Шура поехал в Курганово – там с выгодой домишко прикупили им родственники жены.
Так что, до девятого класса Емеля со Степкой изредка пересекались в Даревке, не шибко общаясь с друг другом, хотя были двоюродные братья.