http://pereswet.narod.ru/drevnerus/slav-rus-arab.htmИтак, кто такие для арабов русы и кто такие для них – славяне?
Здесь необходимо первым делом разобраться с одним то ли лукавством, то ли добросовестным заблуждением тех, кто утверждает, будто для арабских авторов русы и славяне – одно и то же.
Собственно, такое утверждение у арабов действительно есть. Но история потому и история, что имеет дело со временем. То есть с некой физической субстанцией, в теле которой то ли происходят сами, то ли самим временем вызываются различные изменения. Всего – от физических тел до взаимоотношений между народами. Иными словами, высказывания арабов о нашем предмете нельзя анализировать вне временного контекста.
Если же исходить из первичности времени, то получается картина следующая.
Считается, что наиболее раннее упоминание «здатокудрых саклабов» содержится в поэме ал-Ахталя, написанной около 700 года. Это дошло до нас, конечно, в позднейшей передаче, но само известие и его эпоха хорошо корреллируются между собой: и славяне, и арабы примерно в это время должны были познакомиться друг с другом на территории Византии в ходе своей экспансии – арабов с юга, славян с севера.
Заметим, что поэт не говорит ничего о русах.
Затем о славянах говорит ал-Джарми – опять-таки в контексте достаточно реалистичном: об этом авторе рассказывает в 10 веке ал-Масуди, будто тот был в плену в Византии и был выкуплен в 845 году, и будто у ал-Джарми было сочинение про соседей византийцев. Масуди пишет: «…про тех, кто с ними соседит из государств бурджан, аваров, булгар, славян, хазар и других». Свидетельство Масуди о сочинении Джарми не вызывает сомнения у профессиональных историков, поскольку на это сочинение было еще несколько ссылок у арабских авторов.
Заметим снова: никаких русов нет. Есть только славяне. Если бы восточные славяне были русами, то их нельзя было бы не упомянуть, раз были упомянуты такие же соседи империи через Черное море – хазары.
Это пока не отрицает гипотезы, что русы – западные славяне, о которых арабы ведать не могли, но тем не менее ставит некую временную веху: арабы знали славян уже в конце 7-го - начале 9-го веков, но еще не знали русов. Зато уже в 10 веке русы появляются на арабском горизонте – и снова настолько внезапно и массированно, что Черное море в их языке из Хазарского превращается в Русское (бахр ар-рус).
То есть кот и на арабов спрыгнул так же неожиданно, как и на византийцев. И этот кот – не славянский, иначе море было бы названо как-нибудь вроде «бахр ар-сакалиба».
Еще через некоторое время арабы узнают про Балтийское море. В 11 веке ал-Бируни пишет, что на севере, близ земли славян, от Окружающего моря отходит залив, называемый по имени одного из проживающих там народов Варяжским – «бахр варанк». При этом предположить, что до арабов дошло имя одного из составляющих более крупный союз славянского племени, когда на Балтике страшно буйствовали норманны, - нелогично. Тем более, что земля славян здесь упоминается отдельно.
Но вернемся к непосредственным упоминаниям у арабов славян и русов. Чтобы не путаться в различных авторах, которые частенько переписывали данные друг у друга, приведем эти упоминания в некой событийной последовательности, взяв ее из книги «Древняя Русь в свете зарубежных источников».
6-7 века – первые упоминания о «сакалиба». Персидский принц Джамасба бежит в середине 6-го века через Дербент к хазарам и славянам.
Первая половина 8 века: упоминания славян связаны с описанием арабо-хазарских войн.
Середина 9 века – снова славяне в контексте арабских войн в Закавказье.